«Я самокритик, а может даже самоед»
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев — в 10 цитатах
Рисунок: Константин Куксо, Коммерсантъ
В новом проекте “Ъ” предлагает читателям узнать поближе лидеров стран бывшего СССР — что они говорят о себе и об окружающем мире. Герой этого выпуска — президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
О президентстве
«Должен признаться, что в первые дни было как-то непривычно, особенно на публичных мероприятиях говорили "президент, президент", я оглядывался, думал, что Нурсултан Абишевич (Назарбаев.— “Ъ”) приехал. Но это дело времени, к хорошему быстро привыкаешь».
О транзите власти
«Я считаю себя полноправным президентом Республики Казахстан. Прежде всего, я против слова транзит… Что такое транзит? Я стюардесса или транзитный пассажир?.. Я не проводник и не транзитный водитель. Я не хочу менять поезда или самолеты или садиться на другой подвижной состав. Давайте прекратим использовать это слово. Выборы состоялись, был избран президент».
О культе личности
«Нет, не согласен (что есть культ личности.— “Ъ”). Знаете, когда Шолохов (писатель Михаил Шолохов.— “Ъ”) отвечал на вопрос "Был ли культ личности?", он сказал: "Ну была же личность". Нурсултан Абишевич Назарбаев — это крупная историческая личность».
О Дональде Трампе
«Наблюдая за тем, что происходит в Соединенных Штатах, я заметил запрос на такого человека, как Трамп. В целом появление такого человека, как Трамп, было предсказуемо, но он прибыл на четыре года раньше прогнозов авторитетных экспертов. Почему? Потому что все, что говорит Трамп, это назрело».
О Владимире Путине
«С Владимиром Владимировичем Путиным мы познакомились в Киеве, я был направлен туда на инаугурацию президента Кучмы, а Владимир Владимирович только что был назначен премьер-министром, председателем правительства России. Там мы буквально коротко, "на ногах", переговорили друг с другом, но уже тогда он на меня произвел большое впечатление своей такой тихой фундаментальностью».
О Крыме
«Мы не называем то, что произошло в Крыму, аннексией. То, что произошло, то произошло. Аннексия — это слишком тяжелое слово применительно к Крыму».
О лести
«Вы знаете, мне как-то не говорят лести. Может, потому что я ее не очень воспринимаю. Она мне не нравится. Уже пытаются, правда, некоторые, по итогам визита в Узбекистан, например, высказать такие фразы, как "Блестяще!", "Такого никогда не было", "Вы так хорошо выглядели!". Я не отвечаю, просто игнорирую, прохожу мимо. Потому что грош цена этим словам. Самый лучший судья — это ты сам. Я же знаю, где я плохо выглядел, где я ошибся. В этом плане я самокритик, а может даже самоед».
О России
«Мы соседние государства, а соседи иногда бывают ближе, чем родственники… Мой принцип состоит в том, что Россия для Казахстана абсолютно необходима как большое государство, расположенное рядом с нами, государство, которое является постоянным членом Совета Безопасности ООН, но и без Казахстана Россия тоже будет несколько иной».
О социальных сетях
«Twitter для меня — личное телеграфное агентство. Зачем мне вызывать журналистов, давать интервью или что-то объяснять, когда есть Twitter. Instagram очень хорошо пошел. До президентства я Instagram не вел. Мне посоветовали, не буду скрывать… В конце концов социальные сети — это данность. Это реальность. Они приближают чиновников к людям».
О своем имидже
«Называют меня человеком в пиджаке. Но я переделывать себя не буду. Воспринимайте меня таким, какой я есть. С 1985 года я на госслужбе. Естественно всегда ношу пиджак».