Вирус потребительского поведения
Александра Мерцалова о том, нужно ли сметать продукты в магазинах
Пустые полки и растянувшиеся очереди людей в медицинских масках — такие фотографии из итальянских супермаркетов последние несколько дней мелькают в СМИ и соцсетях. Причиной стала вспышка в стране коронавируса.
Поведение итальянцев не уникально: массовая закупка еды и средств первой необходимости впрок стала одним из первых решений жителей китайских городов. А издание Sputnik сообщает об очередях, возникших в супермаркетах Тбилиси утром 27 февраля, после новостей о первом подтвержденном случае заражения в Грузии.
Эта картина может стать реальной и для России. Более 550 комментариев за девять часов собрал опубликованный на Facebook в группе «Клуб плохих хозяек имени Агаты Кристи» пост с вопросом о том, какие товары долгосрочного хранения целесообразно закупать на случай ограниченного доступа к супермаркетам. «На фоне истерии из-за коронавируса мы с мужем обсуждали, а не сделать ли определенный запас продуктов на всякий случай»,— пояснила автор поста. Популярные ответы: мука, крупы, консервы, соленья, замороженные продукты, бутилированная вода, чай, сухофрукты, средства гигиены, бензин, фильтры для очистки воды. Многие пользователи всерьез советуют ознакомиться со списками, составленными готовыми ко всему «выживальщиками». В социальной сети «Яндекс.Район» жители Москворечья-Сабурова обсуждают необходимость запастись заранее кормом для домашних питомцев. Причем людей пугает не только возможное отсутствие товаров, но появление шанса заразиться на улице.
Возникший потребительский ажиотаж сможет легко компенсировать крупным ритейлерам новые расходы, появившиеся из-за дополнительных санитарных рекомендаций на фоне вируса. Так, The New York Times сообщает, что крупнейший мировой ритейлер Walmart не снижает прогноз собственных продаж на этот год из-за коронавируса. На конференции для инвесторов представители сети рассказывали, что в 430 магазинах в Китае во время карантина покупатели активно скупали товары первой необходимости.
С большой долей вероятности покупки, сделанные напуганными потребителями впрок, окажутся невостребованными. Моя подруга любит вспоминать, как спустя год из-за нашествия пищевой моли выкидывала сделанный по настоянию партнера на заре валютного кризиса осени 2014 года запас продуктов. А рассматривающий репортажи о пустеющих полках итальянских супермаркетов коллега рассказывает историю совладельца туристического агентства из подмосковного Серпухова, направившего в августе 1998 года оборотные средства небольшого бизнеса на покупку гречки и свинины — этими продуктами тогда еще долго пришлось кормить домашних животных.