Молодой, но с бородой
В «современной денежной теории» обнаружен неустранимый вклад Карла Маркса
Один из самых известных в мире макроэкономистов Грегори Мэнкью в статье для NBER прокомментировал базовые положения самой обсуждаемой в мире новой «макротеории» — MMT, «современной денежной теории». Выводы Мэнкью показательны и во многом будут определять отношение к MMT экономистов: часть положений этой концепции совпадает со стандартными неокейнсианскими, часть сейчас недоказуема. Впрочем, важной ее составляющей является видоизмененная концепция «классовой борьбы» марксистского происхождения. В целом же эта концепция, по его предположениям, может работать только в случае контроля цен со стороны государства, что свойственно социалистическим экономикам — как констатирует Мэнкью, MMT по политическим мотивам поддерживается потенциальным кандидатом на пост президента США от демократов Берни Сандерсом.
Препринт статьи Грегори Мэнкью из Гарварда «Путеводитель для скептиков по Modern Monetary Theory» опубликован в серии публикаций американской экономической ассоциации NBER в конце января. Мэнкью, автор самого популярного в последние полвека мейнстримного учебника макроэкономики, после 40 лет активности сейчас практически не выпускает новых работ, статья же, как он констатирует, является, по сути, рецензией на оформление MMT в виде учебника — в 2019 году издательство Red Globe Press выпустило книгу под стандартным «учебным» названием «Macroeconomics» Уильяма Митчелла и Мартина Уотса из австралийского университета Ньюкасла и Рэндалла Рэя из американского Bard College. Мэнкью отмечает, что после появления этого текста MMT, одна из самых обсуждаемых «теорий» в макроэкономике в последнее десятилетие, хотя и остается «узким уголком академического пространства» экономической науки, может считаться сформулированной концепцией. К тому же, отмечает Грегори Мэнкью, у MMT есть теперь и влиятельные политические сторонники, в частности, сенатор Берни Сандерс и Александрия Окасио-Кортес — член Палаты представителей Конгресса США.
Сама по себе поддержка социалистов, пишет господин Мэнкью, была бы достаточна для скептичного отношения, но «этого недостаточно для того, чтобы отвергать теорию», и, ознакомившись с учебником, он предлагает описание MMT с позиций современной неокейнсианской школы.
Базовые постулаты MMT, отметим, исходят из кейнсианской макроконцепции — отличие заключается в оспаривании авторами наличия жестких ограничений на рост госдолга в крупных экономиках. Базовая идея MMT — для государства, эмитирующего мировую резервную валюту, практически нет ограничений на рост госдолга, а рациональной стратегией является автоматическое удовлетворение запросов министерства финансов при ликвидации независимости эмиссионных институтов. Отметим, из определений MMT, в последние годы популярной темы в околобиржевых кругах, прямо следует, что эти воззрения могут быть применимы к США, в меньшей степени — к Великобритании, ЕС, Японии и в какой-то мере к КНР, но в отношении России, «малой открытой экономики», она неприменима.
На практическом уровне MMT — это идея безопасности совокупных действий центробанка и правительства по поддержанию спроса в экономике, роста ВВП и достижения полной занятости путем увеличения госрасходов и госдолга — например, до уровней 500–1000% ВВП.
Согласно MMT, есть стратегии, позволяющие при этом избегать всплеска инфляции.
Ряд положений MMT (на деле достаточно большой) Мэнкью принимает. Тем не менее следование неокейнсианской логике, показывает он, сводит проблему избегания инфляции при «стимулировании совокупного спроса» к постулатам количественной теории денег. Но, констатирует автор, учебник «Macroeconomics» однозначно связывает ее решение с «взаимоотношением сил между рабочими и капиталом (классовый конфликт), в котором правительство должно выступать посредником внутри капиталистической системы» — собственно, это довольно популярный в 1920–1960 годах тезис и политического, и экономического марксизма в Европе. Мэнкью показывает, что на деле MMT как теория может работать только при достаточно жестком и директивном контроле цен в частном секторе. Это гораздо более весомое определение социалистической экономики: в большинстве школ макроэкономики сигнально-информационная функция свободного ценообразования — постулат, не подвергающийся сомнению, на нем строится отрицание возможности устойчивой плановой экономики с административным контролем цен.