Путешествия образовывают
В Австрии туризм успел стать одним из драйверов экономического роста. В стране насчитывается около 44 тыс. компаний в сфере туризма, в которых заняты свыше 260 тыс. человек. На их долю приходится 5,6% австрийского ВВП. Не удивительно, что «Сочинский диалог» взял курс на передачу австрийского опыта в сфере экотуризма российским компаниям. Об этом корреспондент «Д» Анастасия Мануйлова поговорила со специалистом по туристическому маркетингу, профессором Герхардом Скоффом.
Отпуск стал «тем самым» открытием XX века,— начал наш разговор господин Скофф.— Люди накапливают все больше опыта путешествий, и потому их требования к качеству услуг неуклонно растут. Современные отпускники хотят всего: покоя и новых впечатлений, индивидуального и массового туризма, природы, доступной для каждого, и безупречно сохранившихся ландшафтов.
— Чем обусловлен интерес к экотуризму?
— Потребители хотят большего — как зимой, так и летом, что привело к многообразию новых видов отпускных активностей. И экотуризм входит в их число. В Австрии, например, все началось в 1991 году с агротуризма. Эксперимент, призванный обеспечить фермерам дополнительный источник дохода, обернулся долгосрочным успехом. «Отпуск на крестьянском дворе» (Urlaub am Bauernhof) — это бизнес-объединение и вместе с тем бренд, под которым в Австрии продвигается отдых в частных квартирах на крестьянских дворах как сектор агротуризма.
Объединение «Отпуск на крестьянском дворе» представляет свыше 3 тыс. семейных сельскохозяйственных предприятий и обеспечивает соответствующий контроль качества их услуг.
Предпосылка для членства — активное ведение сельского хозяйства. Если количество спальных мест в сдаваемых комнатах не превышает десяти, данное предложение — включая традиционное для данной местности питание, а также продажу безалкогольных и алкогольных напитков собственного производства — подпадает под действие закона о дополнительном доходе крестьянских хозяйств (побочная занятость в пределах домохозяйства, не считающаяся коммерческой деятельностью).
— Спрос на экотуризм — отражение общественных изменений?
— В конце ХХ века изменение общественных устремлений, направленное на усиление экологического сознания, в туризме вылилось в своего рода экобум.
Ему сопутствовал бум словотворчества, появились такие понятия, как альтернативный, зеленый, щадящий (low impact) и сельский туризм.
В целом экотуризм рассматривается сегодня как форма ответственного туризма на территориях, близких к природному состоянию, которая характеризуется стремлением минимизировать негативное воздействие на экологию и социокультурные изменения, способствует финансированию охраняемых территорий и генерирует дополнительные источники заработка для местного населения.
— Как выглядит мировой рынок экологического туризма?
— Приведу такой пример: в Швейцарии впервые предприняли попытку оценить туристические ландшафты в цифрах. Там провели исследование, из которого следует, что финансовый результат данного направления в Швейцарии соответствует добавленной стоимости в 2,5 млрд (!) швейцарских франков в год.
— У меня впечатление, что ваша страна от Швейцарии в этом вопросе не отстала.
— Исследование по Австрии показывает, что в целом 30–40% клиентов могут заинтересоваться вариантами экотуризма. Такая цифра находит подтверждение и в параллельно проводившихся исследованиях в Швейцарии и Германии. Хотя точно оценить количество дополнительных клиентов из новых слоев трудно. Можно даже предположить, что в Австрии сравнительно большое количество туристов готовы платить на 5–20% больше за экологически и социально «правильные» программы при условии, что такая «правильность» будет для них прослеживаемой и прозрачной.
— У ваших российских коллег наверняка есть вопрос: как продвигать страну на этом рынке?
— Экологический туризм — это не клубные программы all inclusive, в рамках которых туристы ничего не узнают о тех регионах, где отдыхают. Туризм, ориентированный на регион, предполагает нечто большее, чем комнату с полупансионом. «Какие меры могут подвигнуть наших гостей задержаться подольше?» — вот вопрос, которым должен задаваться соответствующий регион. Здесь нужны интегрированные маркетинговые концепции, сотрудничество между производителями, разработчиками продуктов и маркетинговыми структурами. Экологически ориентированные регионы могут объединиться и разработать совместные программы. Таким образом, экотуризм — это не новый бренд, а реклама для существующих программ и гарантия качества соответствующих услуг: «Отпуск на крестьянском дворе», «Гастрономическая Австрия» (Culinarium Osterreich), «Альпийская мобильность» (Alps Mobility), программы национальных парков в сотрудничестве с регионами.
— Чем может помочь развитию экологического туризма в наших странах такая совместная структура, как «Сочинский диалог»?
— Важно обеспечить обмен информацией о фактическом положении в Австрии по сравнению с ситуацией в России, о том, как и за счет чего наши две страны могут извлечь взаимную выгоду. «Сочинский диалог» может послужить для этого одной из важных платформ.
— Какое из совершенных вами в жизни путешествий произвело на вас самое сильное впечатление?
— Знаете, путешествия образовывают. Наиболее сильное впечатление на меня произвела поездка по всей Японии, по Транссибирской магистрали, а также мое недавнее пребывание на Камчатке. Полет над дымящимися вулканами, покрытыми снегом горами, купание в горячих источниках, прогулки по черному песку на берегу Тихого океана — это уникальное впечатление!