«Самые разные традиции связаны у русских людей с блинами»

Петр Воронков — о блинах в литературе и в жизни

Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков вспоминает блинные трапезы, в том числе описанные классиками русской литературы.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

«Как на Масляной неделе в потолок блины летели»...

Почему в потолок? Да потому что переворачивают блины на сковороде часто именно так – подкидывая вверх. Но без фанатизма, чтобы действительно к потолку не прилипли.

Вот интересно у Бунина: «В трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной… В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским». Потолки во многих трактирах были низкие, а в кухнях и того ниже. Так что не знаю, возможно ли было вообще подкидывать блины...

Самые разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Но никто, на мой взгляд, не описывал блинную трапезу вкуснее, чем Антон Павлович Чехов: «Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их [блины] горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой, обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но, нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот…»

Конечно, с современной точки зрения на рациональное питание, так поглощать еду — только вредить своему здоровью. Может, поэтому Подтыкина и хватил апоплексический удар. Хотя я думаю, что случилось это от восторга.

От такого счастья, которого не в силах вынести человеческий организм.

Потому поаккуратнее и с эмоциями, и с блинами… Ведь все хорошо в меру.

Вся лента