Российский спорт остался без лица
Мария Шарапова объявила о завершении карьеры
Мария Шарапова, которая на протяжении полутора десятилетий могла считаться самым узнаваемым персонажем не только российского тенниса, но и всего российского спорта, объявила о завершении карьеры. На ее протяжении Шарапова завоевала множество призов, включая пять титулов победительницы турниров Большого шлема, но в последние годы — после обидной допинговой дисквалификации — играть заметную роль на корте уже не могла.
О решении завершить карьеру 32-летняя Мария Шарапова сообщила в интервью изданиям Vogue и Vanity Fair, сравнив в нем прощание с теннисом с «прощанием с единственной жизнью», которую она «когда-либо знала». Новость о том, что Шарапова больше не будет выходить на корт, наверняка вызвала, может быть, не такие сильные эмоции, как для многих из тех, кто ее почитал, но похожие эмоции для многих из тех, для кого она была единственной причиной следить за теннисом, даже не слишком переживая за все остальное, что в нем происходит.
Говоря о Марии Шараповой, разумеется, в первую очередь перечисляют яркие детали ее биографии и важные призы, которые она завоевала. Шарапова прогремела в самом начале взрослой карьеры, когда 17-летней девушкой, уже обладавшей выдающимися физическими данными, выдающимися по силе подачей и ударами, разнесла в финале Wimbledon 2004 года казавшуюся неуязвимой американку Серену Уильямс. Потом были еще девять финалов турниров Большого шлема — и еще четыре победы в них (две — на Roland Garros, в 2012 и 2014 годах, по одной — на US Open и Australian Open, в 2006-м и 2008-м), другие очень-очень заметные титулы вроде титула победительницы итогового турнира WTA, тоже вознесшего ее на верхушку 2004 года, плюс около трех десятков выигранных состязаний пониже рангом. Все эти награды превратили Шарапову в безусловного лидера российского женского тенниса и одного из лидеров мирового женского тенниса нынешнего века: круче нее два десятилетия провела лишь та же Серена Уильямс. Но сведение заслуг, феномена Марии Шараповой к победам, теннисной статистике было бы, конечно, преступным упрощением.
Ее прорыв, скорее, в другом.
Отечественный спорт, который регулярно рождал атлетов безумно талантливых, становившихся маяками в своих видах, всегда испытывал дефицит атлетов, выходивших, что ли, за рамки жанра, трансформировавшихся в селебрити уже не спортивного, а более высокого, не ограниченного жанровыми и национальными пристрастиями публики уровня.
Таких, что по востребованности вровень с кинозвездами и политиками большого масштаба. Таких, которых нельзя игнорировать, за которыми, наоборот, стыдно не следить, если хочешь быть в тренде.
Так вот, Мария Шарапова чуть ли не сходу, в тинейджерском возрасте прорвалась в эту категорию must see, предполагающую постоянное появление в светской хронике, участие в топовых мероприятиях и — таково неизбежное следствие перехода в высший с точки зрения славы, внимания разряд — грандиозные рекламные контракты и гонорары. Список известных компаний, сотрудничавших с Шараповой, почти такой же длины, как список выигранных ею турниров,— Motorola и Tiffany, Tag Heuer и Canon, производители автомобилей и одежды, техники и украшений...
А восьмилетний контракт с Nike, заключенный в 2010 году, принес теннисистке, как утверждают источники, $70 млн.
В этот ряд нужно включить и собственный бренд спортсменки Sugarpova: под ним производятся сладости. Собственные бренды — это ведь опять же история людей из эксклюзивной когорты.
Помимо Марии Шараповой, чьи доходы Forbes в прошлом году оценил в $8,5 млн (притом что доля чисто теннисных гонораров в них уже была скромна), в ту же нишу проникли, пожалуй, еще только два российских атлета — хоккеист Александр Овечкин и боец Хабиб Нурмагомедов. Но проникли они в нее уже после Шараповой, чей блеск — это тоже показатель особенного, «трансконтинентального», «трансжанрового» статуса — не особенно поблек, когда поблекли теннисные достижения.
В 2016 году Мария Шарапова стала жертвой «мельдониевого скандала». Всех остальных россиян, попавшихся на препарате, в итоге простили, но она, успевшая честно признаться в том, что употребляла его, заработала дисквалификацию — сначала она составляла два года, затем срок скостили до 15 месяцев. После нее вернуть спортивную эффективность хотя бы близкую к прежней ей не удавалось, а перед тем, как объявить о завершении карьеры, Шарапова, на трех своих последних турнирах Большого шлема вылетавшая после первого же матча, опустилась в хвост четвертой сотни рейтинга. Но за ней, несмотря на неудачи, по-прежнему считали долгом гоняться светские хроникеры, организаторы главных мировых показов мод и вечеринок, а количество подписчиков ее страницы в Instagram — без малого 4 млн человек — и не думало сокращаться. В этой категории — для избранных — место в рейтинге и титулы уже не имеют принципиального значения.