«Живая энциклопедия российской международной политики»
Как Сергей Лавров принял албанского коллегу и сразу разошелся с ним во взглядах
Москву впервые посетил премьер-министр Албании, он же глава албанского МИДа Эди Рама. С Тираной у Москвы фактически нет отношений, и высокий гость приехал не по двусторонней линии, а как представитель страны, ныне председательствующей в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В итоге глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о готовности российской стороны поднять отношения на новый уровень, а Эди Рама обещал об этом подумать. Впрочем, тут же выяснилось, что особо теплыми эти отношения в любом случае не будут.
«Определенный уровень отношений»
«У нас с Албанией есть определенный уровень двусторонних отношений»,— так Сергей Лавров охарактеризовал межгосударственные связи после переговоров с албанским премьером, припомнив, что еще в 2004 году летал в Тирану.
Для такой нестандартной характеристики есть причины: “Ъ” недавно анализировал все встречи и телефонные звонки главы российского МИДа за последние десять лет и, в частности, выяснил, что с коллегами из Албании он фактически не общался. В 2013 году у него, правда, была встреча с тем же Эди Рамой в Нью-Йорке «на полях» сессии Генассамблеи ООН, была и упомянутая поездка в албанскую столицу. Но больше контактов на таком уровне не было.
При этом российский министр напомнил, что в ходе его визита в Тирану в 2004 году стороны подписали Договор о дружбе и сотрудничестве, который до сих пор не ратифицирован. «Албанская сторона положила этот документ на полочку и не стала давать ему дальнейший ход. Но он существует, и мы вполне можем этот документ ввести в действие, чтобы у нас были четкие принципы основы наших отношений»,— отметил Сергей Лавров.
Эди Рама признал, что отношения между Россией и Албанией находятся «на низком уровне».
«Российский посол в Тиране сказал мне до того, как я приехал сюда, что Албания — это единственная страна на Земле, которая не проводила телефонные разговоры с Москвой, как он сказал, много лет, со времен Сталина. Ни одного телефонного разговора, не говоря уже о встречах и переговорах. Но, конечно, над этим можно поработать»,— заявил Эди Рама.
Он пообещал рассмотреть предложение о ратификации Договора о дружбе и сотрудничестве.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2019 году товарооборот России с Албанией составил $122 млн, уменьшившись на 15% по сравнению с 2018 годом.
Впрочем, из дальнейших комментариев албанского гостя стало ясно, что на заметное сближение рассчитывать не приходится. Он несколько раз подчеркнул, что Албания гордится членством в НАТО и надеется на вступление в Евросоюз, а потому полностью поддерживает их политику в отношении России, включая санкции. Оговорившись, что Албания не считает Россию «врагом», он тем не менее назвал ее «угрожающим соперником». Эди Рама обвинил российское государственное агентство Sputnik в распространении недостоверных новостей. И сказал, что России вряд ли бы понравилось, если бы его страна задавала тон в Европе.
Сергей Лавров, в свою очередь, отметил, что Россию «не может радовать» тот факт, что Албания присоединилась к антироссийским санкциям. Выпад в адрес агентства Sputnik он комментировать не стал.
В то же время сложилось впечатление, что между Сергеем Лавровым и албанским гостем возникла определенная «химия». Эди Рама назвал своего собеседника «живой энциклопедией российской внешней политики». «Ее главы непросто читать, но это большая привилегия»,— сказал он.
«Декорации голливудского фильма про апокалипсис»
По одной из тем повестки между Сергеем Лавровым и Эди Рамой разногласий не возникло. Оба неоднократно подчеркнули, что считают Минские соглашения основой урегулирования конфликта в Донбассе и выступают против их переписывания.
Напомним, в конце прошлой недели глава МИД Украины Вадим Пристайко в интервью «Голосу Америки» заявил, что Минские соглашения в редакции февраля 2015 года не получится реализовать. «Сейчас 2020 год — мы все еще не достигли мира. Поэтому мы считаем, что этот документ не просто можно, а нужно менять. Ведь некоторые его пункты реализовать невозможно»,— отметил украинский министр. По его словам, сейчас Киев работает над тем, «чтобы заставить всех участников согласиться, что Минские договоренности исчерпали себя и требуют перемен». «Наверное, со временем будет сгенерирован новый документ, который будет проще выполнить и достичь результатов»,— предположил Вадим Пристайко.
Стоит отметить, что в Москве тоже порой звучат противоречивые заявления о перспективах Минских соглашений. Так, бывший помощник президента РФ Владислав Сурков, курировавший украинское направление с 2013 года и буквально на днях покинувший свой пост, в своем первом интервью после отставки усомнился, что непризнанные народные республики Донецка и Луганска реинтегрируются в состав Украины, хотя это предусматривают достигнутые в Москве договоренности. «У меня недостаточно сильное воображение, чтобы такое вообразить. Донбасс не заслуживает такого унижения. Украина не заслуживает такой чести»,— сказал он.
При этом Владислав Сурков заявил, что, по его мнению, Украины вообще нет. «Есть украинство. То есть специфическое расстройство умов. Удивительным образом доведенное до крайних степеней увлечение этнографией. Такое кровавое краеведение. Сумбур вместо государства. Борщ, Бандера, бандура есть. А нации нет. Брошюра "Самостийна Украйна" есть, а Украины нет»,— заявил он. В то же время Владислав Сурков назвал себя «укрооптимистом». «То есть я считаю, что Украины нет пока. Но со временем она все-таки будет. Хохлы ребята упрямые, они сделают. Однако какая именно это будет Украина, в каких границах она будет существовать и даже, может быть, сколько будет Украин — вопросы открытые. И в решении этих вопросов России так или иначе предстоит участвовать»,— заключил господин Сурков.
Сергей Лавров, однако, дал понять, что официальная позиция Москвы иная: Минские соглашения надо выполнять. «Если господин Пристайко собирается, как вы сказали, "склонять стороны" к принятию каких-то новых решений, то мы будем руководствоваться резолюцией Совета Безопасности ООН, которая единогласно утвердила Минские договоренности»,— заявил он, отвечая на вопрос “Ъ” на пресс-конференции. По словам министра, украинские власти пытались добиться пересмотра Минских соглашений еще при предыдущем главе государства — Петре Порошенко. «Украинское правительство уже давно этим занимается. Они требовали пересмотра и на самом деле ничего не выполняли из того, о чем договаривались»,— отметил Сергей Лавров.
Эди Рама, в свою очередь, также сказал, что никаких новых соглашений не нужно, а надо выполнять те, что есть, «без всяких оговорок».
Впрочем, и Москва, и Киев, и Тирана согласны: до сих пор не выполнен ни один из 13 пунктов Минских соглашений. Албанский премьер, недавно посетивший Донбасс, заявил: обстановка вблизи линии соприкосновения напомнила ему «декорации голливудского фильма про апокалипсис».