Коронавирус сел за руль
Moody`s ждет сокращения продаж автомобилей в России и мире
Moody`s ухудшило прогноз мировой реализации автомобилей на фоне эпидемии коронавируса. Теперь агентство ожидает падения продаж на 2,5%, хотя ранее речь шла о снижении только на 0,9%, поскольку распространение вируса привело к падению спроса и сбоям в цепочках поставок автомобилей. Впрочем, в агентстве ожидают улучшения ситуации во втором квартале. В плюс, по прогнозам Moody`s, сможет выйти только рынок Японии, а в России реализация машин по итогам года упадет сразу на 4%. Это пока хуже прогноза Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая ожидает сокращения реализации машин в РФ на 2,1%.
Международное рейтинговое агентство Moody`s пересмотрело прогноз мировых продаж автомобилей и ожидает падения рынка на 2,5% в 2020 году после роста на 4,6% в 2019 году. Ранее ожидалось, что реализация уйдет в минус только на 0,9%. В Moody`s объясняют, что эпидемия коронавируса привела к сокращению спроса и прерыванию цепочек поставок. Восстановление спроса произойдет только в 2021 году, и рынок может выйти в плюс на 1,5%.
По прогнозам агентства, распространение коронавируса пойдет на спад к концу первого квартала, и экономическая активность вернется к нормальному уровню уже в апреле—июне. Экономика Китая пострадала из-за эпидемии в наибольшей степени, но остальной мир также пострадал от краткосрочных сбоев в цепочках поставок. Если ситуация все-таки не изменится, а число погибших продолжит расти, есть вероятность более серьезных сбоев в цепочках, в том числе в автопроме.
Китайский рынок легковых и коммерческих автомобилей в 2020 году упадет на 2,9%, тогда как изначально в Moody`s ожидали роста на 1%.
Потребители из осторожности избегают мест скопления людей, в том числе и автосалонов, тогда как корпоративный спрос ослабевает на фоне сокращения капитальных расходов компаний в условиях экономической неопределенности.
Перерывы в работе из-за государственных выходных, ограничение на перемещение рабочих внутри Китая и сбои в цепочках поставок автокомпонентов привели к падению уровня производства. За счет этих факторов агентство ожидает значительного сокращения продаж в феврале и марте. В течение года автоконцерны смогут, вероятно, возместить только около половины снижения продаж. Возвращение авторынка КНР к росту аналитики прогнозируют в 2021 году, ожидая увеличения продаж на 2,5%.
За первые две недели февраля продажи легковых автомобилей в Китае упали на 92% из-за коронавируса, сообщала China Passenger Car Association. Глава ассоциации Цуй Дуншу объяснял падение спроса тем, что в первые недели февраля было открыто мало дилерских центров, и их почти не посещали покупатели. Как сообщали Reuters в Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), в первой половине года продажи машин в КНР могут упасть более чем на 10% из-за эпидемии, по итогам года — на 5% при условии спада распространения вируса к апрелю.
В других странах спрос на автомобили также будет сокращаться, прогнозируют в Moody`s. Так, в США по итогам года реализация машин упадет на 1,2%. В Западной Европе продажи автомобилей могут сократиться на 4%.
Авторынок Японии станет единственным, кто выйдет в плюс в 2020 году,— на 0,4%.
За пределами этих четырех крупнейших автомобильных рынков продажи в 2020 году упадут на 2,6%, полагают в агентстве. В частности, в Восточной Европе реализация может сократиться на 2,8%.
В России, по прогнозу Moody`s, реализация упадет на 4%. В 2021 году продажи могут вернуться к росту на 1,2%. Такие ожидания в агентстве объясняют продолжающимся медленным экономическим ростом и отсутствием мер государственного стимулирования. Напомним, что в Ассоциации европейского бизнеса в начале года ожидали падения российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей на 2,1%. Статистики по продажам машин в РФ в феврале еще нет, но январь рынок завершил в плюсе на 1,8%. Как сообщал “Ъ” 7 февраля, такие результаты самого низкого месяца для автопродаж в отрасли оценивали скептически, говоря о том, что часть автомобилей, отраженных в статистике, были заказаны еще в 2019 году. При этом спросу в январе—феврале в РФ способствует и то, что у дилеров можно приобрести автомобили по старым ценам. Некоторые игроки российского рынка на фоне эпидемии коронавируса, наоборот, делали ставку на то, что в такой ситуации клиенты предпочтут тратить деньги на материальные активы, в том числе автомобили.
Среди российских заводов о введении конкретных мер из-за перебоев с поставками комплектующих из РФ сообщал только КамАЗ. В корпоративном издании «Вести КамАЗа» говорилось, что предприятие перейдет на сокращенный график работы из-за снижения объема поставок из Китая с 20 апреля. «РИА Новости» со ссылкой на Центральное телевидение Китая 21 февраля сообщало, что автопром в стране после затянувшихся из-за коронавируса каникул возобновил работу уже более чем на 75%.
Коронавирус-2020 в Китае и мире
Последние данные о распространении и ущербе от заболевания — в хронике “Ъ”