Нацпроекты дополнят вехами
Управление проектной деятельностью в Белом доме усложняется
Минэкономики разработало проект постановления правительства, разделяющего между тремя властными структурами — самим министерством, департаментом правительства и Аналитическим центром (АЦ) при правительстве — полномочия по мониторингу нацпроектов и национальных целей. Схема контроля дополнена новыми элементами, в том числе «вехами» исполнения проектов и «справками по рискам» при движении к той или иной цели. Видимо, следующим шагом должна быть унификация систем мониторинга — этим в том или ином виде занимаются уже как минимум шесть структур во власти и способы расчетов, похоже, разнятся уже сейчас.
Минэкономики во исполнение поручения первого вице-премьера Андрея Белоусова подготовило проект изменения постановлений правительства, описывающих организацию проектной деятельности в Белом доме. Напомним, это поручение (см. “Ъ” от 13 февраля) было принято после утверждения новой схемы мониторинга нацпроектов и достижения национальных целей развития: организационная работа — департамент организации проектной деятельности правительства, «сутевая» — Минэкономики, информационно-аналитическая — АЦ.
В проекте постановления акценты расставлены менее четко.
Так, за «проектным» департаментом Белого дома предлагается закрепить также «аналитическое обеспечение» работы президиума совета по нацпроектам (координирующий орган для всех «проектных офисов»). Мониторинговая деятельность полностью передается в Минэкономики (довольно очевидно, что без какой-либо аналитической деятельности этот мониторинг будет выглядеть странно). Наконец, АЦ, который должен создавать специальную информсистему для руководителей (министры) и кураторов (вице-премьеры) нацпроектов, наделяется функцией «информационной поддержки» пользователей. Неизвестно, предполагает ли эта поддержка аналитическую работу, в любом случае, пока в системе мониторинга аналитическая функция (в том числе работа с данными региональных офисов — на прошлой неделе Белый дом разрешил создавать им «мониторинговые» штаты в размере до 20 сотрудников) в том или ином виде может исполняться как минимум двумя, а, скорее всего — тремя структурами.
При этом массив показателей, которые будут учитываться в мониторинге, Минэкономики предлагает расширить.
Вводится новый ежемесячный отчет по исполнению нацпроектов — «справка по рискам реализации», из которых пользователи системы должны узнавать о том, какие проблемы в каждом федеральном проекте могут произойти, включая непрохождение «контрольных точек». Также появится параметр, учитывающий влияние происходящего на достижение национальных целей,— в нацпроектах появятся «вехи». Сокращаются функции ответственных секретарей проектных комитетов, они ставятся под контроль Минэкономики, часть их функций централизуется в «проектном офисе правительства РФ». Минэкономики будет также разрабатывать «методические» и «методологические» предложения для развития системы, причем эти функции тщательно разводятся — однако «методологическим сопровождением» проектной деятельности все равно занимается проектный департамент Белого дома.
В целом новая схема выглядит менее стройной, чем предыдущая. Впрочем, похоже, что одной из проблем всей проектной деятельности вокруг нацпроектов будет не это, а постоянное размывание и умножение способов мониторинга нацпроектов — по факту этой деятельностью в том числе занимается Росстат, часть информации консолидирует казначейство. Но даже если считать их чистыми поставщиками информации, аналитикой не занимающимися,— есть Счетная палата (СП), также занимающаяся мониторингом исполнения нацпроектов и целей развития, и есть министерства. Методики их могут не совпадать. Так, в опубликованном вчера отчете СП по детскому здравоохранению цифры, описывающие состояние детских поликлиник, явно рассчитаны по методике, отличающейся от методик сводок Росстата и ведомственной статистики Минздрава. Несопоставимость показателей всегда являлась в Белом доме предметом административной игры, децентрализация и размытость мониторинга нацпроектов ее лишь усилит.