«Алмазная осень» осталась при своих
АЛРОСА не смогла продать свой НПФ
Аукцион по продаже негосударственного пенсионного фонда (НПФ) «Алмазная осень», принадлежащего компании АЛРОСА, не состоялся. В закрытом конкурсе принял участие лишь один покупатель. По данным источников “Ъ”, им был НПФ «Газфонд Пенсионные накопления». Других претендентов — ВТБ и Сбербанк — не устроила минимальная цена за НПФ, а также некоторые требования к покупателю. Набсовет алмазной монополии рассмотрит возможность продажи НПФ единственному претенденту. При условии смягчения требований возможно проведение и второго раунда аукциона, полагают эксперты.
Закрытый аукцион по продаже НПФ «Алмазная осень», на который принимались заявки до 17 февраля, признан несостоявшимся, рассказали в компании АЛРОСА. Причиной стала единственная поданная заявка. «К участию в закрытом аукционе были приглашены несколько претендентов»,— ранее говорили в АЛРОСА. При этом круг потенциальных покупателей акций «Алмазной осени» был ограничен пенсионными фондами, «имеющими наивысший рейтинг надежности, значительный объем активов, стабильно высокую доходность и опыт работы по направлениям деятельности фонда», отмечали в компании.
К участию в аукционе были приглашены группы Сбербанка и ВТБ, а также «Газфонд Пенсионные накопления», рассказывали источники “Ъ”, близкие к интересантам на «Алмазную осень». Однако в итоге заявки не подали ни Сбербанк, ни ВТБ, а единственным претендентом оказался «Газфонд ПН», отмечают собеседники “Ъ”. «"ВТБ пенсионный фонд" не принимал участия в данном аукционе, так как предложенные условия нас не заинтересовали»,— рассказал представитель группы ВТБ. В Сбербанке и его НПФ отказались от комментариев, в «Газфонд ПН» не ответили на запрос “Ъ”.
Мажоритарным акционером созданного в 1995 году НПФ «Алмазная осень» является АЛРОСА с долей 99,92% акций, еще 0,08% у профсоюза работников компании. На основе фонда формируется корпоративная программа алмазодобытчика. Обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) фонда на начало года составляли 26,8 млрд руб., по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) — 3,4 млрд руб. Количество участников фонда по НПО было 28,9 тыс., клиентов по ОПС — 33,8 тыс.
АЛРОСА давно задумалась о продаже НПФ. Тогда также основными претендентами на актив называли тех же игроков, в адрес которых и были в итоге направлены приглашения (см. “Ъ” от 17 сентября 2018 года). В декабре прошлого года набсовет АЛРОСА принял решение о продаже принадлежащих компании акций «Алмазной осени» в форме закрытого аукциона. С победителем аукциона должно было быть заключено акционерное соглашение, в соответствии с которым НПФ нельзя будет ликвидировать или реорганизовать, а также продать его акции третьим лицам, говорилось в сообщении АЛРОСА. Источники “Ъ” рассказывали, что по условиям акционерного соглашения «Алмазную осень» несколько лет невозможно было присоединить к НПФ покупателя. Также алмазодобытчик должен был «сохранить за собой контроль при принятии наиболее важных для деятельности фонда решений и представительство в совете директоров НПФ», говорилось в сообщении АЛРОСА.
34,9 миллиарда рублей
составляла стоимость активов НПФ «Алмазная осень» на начало 2020 года
Собеседники “Ъ” рассказывают, что ни ВТБ, ни Сбербанк не устроила высокая стартовая цена аукциона. «В данном случае вы покупаете хорошую корпоративную программу»,— говорит человек, близкий к одному из претендентов. И не факт, что в будущем эта корпоративная программа не перейдет к другому участнику рынка. «Программа рассчитана на несколько лет, но она, может, и не будет продолжена»,— отмечает другой собеседник “Ъ”. Затруднения вызвало поставленное условие о неприсоединении фонда к опорному НПФ. По словам двух источников “Ъ”, ВТБ и Сбербанк не готовы были дать за «Алмазную осень» более 5–6% от активов (1,7–2 млрд руб.). Человек, близкий к «Газфонд ПН», утверждал, что фонд оценил риск перевода корпоративной программы в другой фонд как минимальный и готов был выкупить его по цене до 10% от активов.
«Возможность реализации актива единственному претенденту будет рассмотрена набсоветом»,— говорит представитель АЛРОСА. Не исключена возможность и второго раунда аукциона, предполагает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «С учетом того, что потенциальный перечень интересантов может быть шире, чем те, кому из-за строгости требований были направлены приглашения на участие в закрытом аукционе, при условии смягчения этих требований со стороны АЛРОСА не исключен второй раунд, в котором сможет принять участие более широкий спектр потенциальных покупателей»,— говорит он.