Кассы в своем деле
Автобусные перевозчики обозначили риски нового этапа транспортной реформы
В парламенте Башкирии Курултае вчера обсудили подготовку рынка пассажирских перевозок к новому этапу транспортной реформы. С 1 июля все перевозчики обязаны использовать контрольно-кассовую технику и установить тахографы, которые следят в том числе за режимом труда и отдыха водителя. Перевозчики считают, что исполнение новых требований закона приведет к тому, что работа водителя частного автобуса станет непривлекательной из-за снижения дохода, и в результате число автобусов на таких маршрутах уменьшится. Некоторые чиновники уже признались, что боятся в результате остаться «один на один с жителями». Развеять эти опасения вчера было некому: руководители основного регулирующего транспорт органа власти — госкомтранса — в дискуссии участия не приняли.
1 июля истекает годовой срок моратория, введенного в стране на административную ответственность пассажирских перевозчиков, не использующих в работе контрольно-кассовую технику. Применение такой техники предусмотрено поправками в ФЗ-54, вступившими в силу в июле 2019 года. Также с 1 июля 2020 года, согласно постановлению правительства РФ от 30 марта 2019 года, все пассажирские перевозчики должны установить тахографы — приборы, фиксирующие скорость движения, режим труда и отдыха водителя.
Готовность башкирского рынка перевозок к исполнению этих требований закона вчера обсуждали в комитете по жилищной политике и инфраструктурному развитию Курултая. За отсутствие кассовых терминалов для юридических лиц предусмотрен штраф до 30 тыс. руб., за отсутствие тахографов водителя могут оштрафовать до 5 тыс., юрлицо — до 50 тыс. руб.
Несоблюдение режима работы и отдыха может стать поводом для штрафа на водителя в сумме до 2 тыс. руб., на юрлицо — до 50 тыс. руб.
Руководитель ГКУ «Центр организации пассажирских перевозок Республики Башкортостан» Рафис Ахметдинов сообщил, что за прошедшие полгода кассовые терминалы установили 66 из 73 автобусных предприятий республики, в распоряжении которых находятся 6,5 тыс. автобусов. Не имеют такого оборудования, по его словам, в основном перевозчики, работающие на межмуниципальных маршрутах, и то, потому что билеты на их рейсы продаются на автовокзале. В Уфе кассовыми терминалами оснащен весь транспорт, отчитался докладчик. По его данным, с 1 июля 2019 года, то есть за полгода, через такие терминалы прошло 64,7 млн транзакций на 1,3 млрд руб.
При этом доля оплаты наличными остается высокой — 39%. 61% оплаты проходит по картам, в том числе 24% — по транспортной карте «Алга», введенной в оборот в июле 2019 года.
По оценке господина Ахметдинова, с лета доля безналичной оплаты выросла на 20%.
С июля власти готовы принудительно, через суд, лишать перевозчиков, не исполняющих требования закона, лицензий. С этой целью госкомтранс внес в Курултай поправки в республиканский закон об организации транспортного обслуживания населения. Их планируют принять в ходе весенней сессии.
По оценке заместителя генерального директора АО «Башкирский регистр социальных карт» (БРСК) Олега Романова, предыдущий этап транспортной реформы показал, что не все перевозчики готовы работать по новым правилам. За счет Сбербанка автомобильным предприятиям были бесплатно выданы 5,4 тыс. терминалов стоимостью около 89 млн руб. Однако некоторые перевозчики продолжают обслуживать пассажиров при помощи терминалов других компаний, а в терминале БРСК, стоящем в их офисе, позже пробивают некоторое число поездок, которое не соответствует фактически оказанным услугам, посетовал господин Романов.
По его оценке, в тени остается примерно 80% оборота рынка пассажирских перевозок, объем которого докладчик оценил в 7 млрд руб. в год. «Мы понимаем, что 5,6 млрд руб. — это те деньги, которые мы пока еще не видим»,— отметил он.
Для легализации рынка наличных платежей, где чаще всего встречается оплата мимо терминала, БРСК установила для перевозчиков самую небольшую комиссию — 2%. С каждой транзакции с помощью карты БРСК берет 4,5%.
Частные перевозчики предупредили о рисках появления дефицита водителей с 1 июля. Так, по прогнозу одного из крупнейших владельцев частного парка автобусов в Уфе, Фаниса Батырова, с рынка уйдут до половины водителей с автобусами, работающие с перевозчиками на договорах найма. Если сейчас они работают по 15 часов в сутки, то после установки тахографа вынуждены будут ограничить время работы, отметил господин Батыров.
«А где столько водителей взять, чтобы работать в несколько смен?» — возмутился он, попутно попеняв на затраты, связанные с установкой техники и выплатой комиссии, и намекнув на необходимость повышения цен на проезд.
«Обновление подвижного состава не идет. В каком направлении двигаться, мы не понимаем на фоне транспортной реформы»,— заключил предприниматель.
Заместитель директора ООО «Альянс СКД» Александр Зырянов тоже пожаловался на издержки, связанные с необходимостью принимать водителей в штат и платить за них налоги.
Опасения частников разделяет заместитель главы администрации Стерлитамака Юрий Тротт.
«Перевозчики уйдут, и мы останемся с жителями один на один»,— отметил он, предложив участникам дискуссии «дать рецепт, как выжить».
Такого рецепта никто из собравшихся подсказать господину Тротту не смог. Представители госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству республики в обсуждении участия не приняли, равно как и сити-менеджер Уфы Ульфат Мустафин и вице-мэр по транспорту Ильдар Юланов. Их участие было заявлено, и представители бизнеса, наверное, хотели получить от чиновников ответы на вопросы.