«Инвестиции в социальную сферу»

Как повысить привлекательность социальных инвестиций для бизнеса

Илья Семин, заместитель председателя Комиссии по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка
Илья Семин, заместитель председателя Комиссии по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка

Илья Семин, заместитель председателя Комиссии по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка

Илья Семин, заместитель председателя Комиссии по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка

Первый в этом году форум Общественной палаты (ОП) РФ «Сообщество» состоится 3–4 марта в Кургане. Его тема – «Инвестиции в социальную сферу». Модератор одной из дискуссионных площадок форума, заместитель председателя Комиссии по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин рассказал, что такое социальные инвестиции, а также о бонусах, которые получает бизнес при их использовании.

— Илья Николаевич, что такое социальные инвестиции, и как развитие этой сферы может отразиться на жизни людей?

— Социальные инвестиции – это такие долгосрочные вложения, которые дают положительный социальный эффект. То есть это могут быть более комфортные условия для работы, для развития персонала; это могут быть какие-то экологические практики по сохранению природы, а также практики развития местных сообществ – например, клубы, кружки, неформальные объединения людей, развитие которых выгодно в том числе крупным компаниям для того, чтобы люди работали именно в этом регионе. Кроме того, это могут быть различные формы корпоративной социальной ответственности, включая корпоративное волонтерство: когда компании позволяют своим сотрудникам в рабочее оплачиваемое время решать социальные задачи, скажем, проводить утренники в детском саду или благотворительные акции – например, высаживать деревья.

Понятно, что далеко не всем компаниям выгодно применение практик социального инвестирования, и пока далеко не все из них вообще знают и понимают это явление. Однако некоторые крупные компании уже имеют успешные практики, и нам нужно показать, какие практики сработали, а какие – нет.

— На форуме Вы выступите модератором круглого стола «Социальные инвестиции и нацпроекты: лучшие практики российского бизнеса». Какие вопросы планируется обсудить в рамках предстоящей дискуссии?

— На круглом столе мы будем обсуждать вопрос о том, как повысить привлекательность социальных инвестиций для того, чтобы частный бизнес активнее развивал эту сферу. Конечно, пока социальные инвестиции не развиты так, как нам бы хотелось. Однако уже есть российские компании, которые так или иначе применяют этот инструмент.

На круглом столе мы также обсудим, как эти успешные практики тиражировать в других регионах и на всю страну. Ведь у каждой компании своя история успеха, свои инструменты социального инвестирования, и очень важно на площадке Общественной палаты РФ организовать диалог, чтобы обменяться историями успеха и неуспеха. Это нужно для того, чтобы в будущем можно было внедрять более эффективные формы социального инвестирования.

— Очевидно, что бизнес всегда вкладывается в то, что имеет потенциальную выгоду. А какие бонусы получают компании, которые используют инструмент социального инвестирования? В чем их выгода?

— Бонусы могут быть, например, имиджевыми – поощрение таких компаний, награждение и общественно-социальное одобрение. Если общественно-социальное одобрение таких практик будет на высоком уровне, то компании будут готовы больше в это вкладываться.

Могут быть и налоговые льготы: если какие-то компании вкладываются в социальные инвестиции, то могут иметь возможность уменьшить на эту сумму налогооблагаемую базу.

Некоторые социальные инвестиции приносят прямую выгоду, пусть и в долгосрочной перспективе. Например, компания, которая вкладывается в развитие экологии, получит то, что в регионе среда станет комфортнее, и таким образом компания предотвратит отток сотрудников по причине неблагоприятной экологической обстановки. Компания, которая развивает неформальные объединения (какие-нибудь клубы, местные сообщества активистов), в конечном итоге повышает производительность труда своих сотрудников. Потому что так у людей есть возможность интересно провести свой досуг, у них более полноценные условиях труда.

Компании, которые инвестируют в защиту и охрану труда, меньше сталкиваются с травматизмом при производстве и, как следствие, получают больше эффективно выполненной работы. Но важно понимать, что это выгода не прямая и не быстрая – не то, что ты вложил деньги, а через год получил больше денег. Нет. Здесь именно комплексный и долгосрочный эффект.

— Каким образом еще Общественная палата РФ участвует в развитии сферы социальных инвестиций?

— Общественная палата ранее разработала стандарт корпоративного волонтерства. Это такой набор внутриорганизационных решений, выполнение которых поможет любой компании внедрить у себя корпоративное волонтерство. Это важно, поскольку сегодня корпоративное волонтерство – удел крупных компаний, а задача ОП заключается в том, чтобы тиражировать эти позитивные практики в других компаниях, то есть в средних и малых.

Разработанный Общественной палатой стандарт представляет из себя меню, чтобы компания, которая никогда ничего про это не слышала, действовала по пунктам «раз-два-три» и могла у себя сразу эффективно внедрить программы корпоративного волонтерства. И здесь роль малого и среднего бизнеса может быть потенциально емкой и эффективной.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...