«Студенты — наша основная движущая сила»
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева по итогам 2019 года в очередной раз подтвердил статус одного из лучших технических вузов России, завоевав высокие места сразу в нескольких профессиональных рейтингах. О том, над какими крупными проектами для нижегородских промпредприятий работает вуз и как он намерен выполнять указ президента РФ об увеличении числа бюджетных мест, рассказывает ректор НГТУ Сергей Дмитриев.
— Сергей Михайлович, как вы оцениваете итоги прошедшего 2019 года? Какие наиболее значимые события в жизни университета вам хотелось бы отметить?
— Первое, о чем хотелось бы сказать, это то, что по итогам 2019 года НГТУ им. Р.Е. Алексеева признан одним из лидеров в реализации программ развития среди опорных университетов. В рамках стратегического партнерства с ведущими промышленными предприятиями Нижегородской области нам удалось добиться того, что общий объем научно-исследовательских работ, выполненных НГТУ, превысил 1 млрд руб. Деятельность вуза оценивалась по трем направлениям: динамика прироста значений ключевых показателей результативности, их количественные значения, а также экспертная оценка реализации программ развития.
Также в 2019 году НГТУ вошел в число лидеров одного из самых известных российских рейтингов, составляемых агентством RAEX, — «Топ100 вузов России», занял первое место в рейтинге «Национальное признание» по предмету «Ядерная техника», стал одним из лидеров в научном исследовании МИФИ, посвященном анализу лучших образовательных практик опорных университетов России.
В 2019 году НГТУ вошел в число лидеров известных российских рейтингов, составляемых агентством RAEX, — «Топ-100 вузов России», занял первое место в рейтинге «Национальное признание» по предмету «Ядерная техника», стал одним из лидеров в научном исследовании МИФИ, посвященном анализу лучших образовательных практик опорных университетов России
— В январском послании президент РФ Владимир Путин обозначил в качестве одной из главных задач в сфере образования увеличение числа бюджетных мест в вузах. Как НГТУ планирует реализовывать ее?
— Для НГТУ особенно важно увеличить количество бюджетных мест на уровне магистратуры. Ее выпускники наиболее востребованы региональными промышленными предприятиями. Конечно, есть еще бакалавриат, но он дает преимущественно фундаментальную теоретическую подготовку по базовым дисциплинам. По каким-то практическим навыкам более качественная подготовка осуществляется в магистратуре. Поэтому и спрос на ее выпускников гораздо выше. В последние годы количество бюджетных мест в магистратуре сокращалось. Увеличение числа таких мест позволит нам удовлетворить растущие потребности в квалифицированных кадрах среди наших промышленных предприятий.
— Повлияет ли увеличение числа бюджетных мест на финансовое состояние вуза и на вступительную кампанию? Будет ли это увеличение проходить за счет сокращения мест для тех, кто учится на платной основе?
— Речи о сокращении платных мест не идет. В отличие от московских вузов у нас платников и так не очень много. Поэтому рассматривается вариант увеличения бюджетных мест с расчетом на рост ассигнований со стороны государства. О конкретных цифрах пока говорить рано. Контрольные цифры приема на 2020 год были определены еще в прошлом году. Поэтому увеличение числа бюджетных место произойдет только в 2021-м. На сколько именно, станет известно чуть позже, после того как Минобразования РФ определит для нас новые показатели.
Что касается вступительной кампании, то никаких новшеств в этом вопросе вводить пока не планируется. НГТУ в своем обычном рабочем режиме в рамках программы развития ведет работу с будущими абитуриентами, начиная с младших классов общеобразовательных школ. У вуза есть базовые школы, в которых открываются профильные классы по нашим специальностям. Так, в одной из школ Нижнего Новгорода в этом году были созданы судостроительные классы. Еще в ряде школ есть профильные классы по линии «Росатома». В этих школах наши преподаватели читают лекции, а их ученики проходят занятия на базе университета. Мы и дальше планируем вести эту работу.
— Вернемся к тому, что в 2019 году НГТУ провел научно-исследовательских работ на 1 млрд руб. Что это были за проекты и какие предприятия принимали участие в их разработке?
— Это проекты выполняются по постановлению правительства РФ о выделении субсидий на создание высокотехнологичных производств. НГТУ выиграл сразу несколько конкурсов в рамках этого постановления. Первый из них касался создания высокотехнологичного производства модельного ряда автомобилей ГАЗель Next с новой архитектурой электронных систем. По этому проекту НГТУ является головным исполнителем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР). Мы уже не первый раз становимся победителями этого конкурса, и на сегодня фактически 60-70% опытно-конструкторских работ для Горьковского автозавода проводит политех. Вуз и предприятие ушли от практики выполнения работ по разовым договорам и выстраивают работу на основе долговременных партнерских соглашений.
Также ученые НГТУ приняли участие в создании первого в России комплекса по производству металлических порошков и изделий из них для ПАО «Русполимет». Проект напрямую связан с программой импортозамещения. Сейчас с участием НГТУ дорабатывается процесс производства деталей с точными геометрическими параметрами. Кроме того, ученые вуза совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» принимают участие в проектировании интеллектуальных систем автомобильной безопасности и работают над созданием оборудования для контроля качества технологических газов и жидкостей по заказу ООО «Хромос Инжиниринг» (занимается комплексным оснащением лабораторий, производит газовые и жидкостные хроматографы — приборы для разделения смесей веществ).
— В конце 2019 года НГТУ был одним из участников запуска предприятия по утилизации дымогарных газов в Балахнинском районе Нижегородской области. Какова роль вуза в этом проекте?
— Это было знаковое для НГТУ событие. Для каждого ученого очень важно видеть результат своего труда не только на чертежах, но и в железе. Университет принял непосредственное участие в реализации этого проекта. Все установленное на предприятии оборудование было спроектировано нашими учеными. Это не просто утилизация дымогарных газов и снижение выбросов в атмосферу, это создание новой, высоколиквидной продукции — углекислоты и сухого льда. При запуске первой установки было подписано соглашение с инвестором проекта ЗАО «Реал-Инвест» о продолжении сотрудничества и разработке установки по производству метанола. Кроме того, вуз и «Реал-Инвест» намерены создать инжиниринговую компанию, которая займется массовым производством таких установок и поставками этого оборудования в разные регионы России и за рубеж.
— Насколько активно студенты НГТУ принимают участие в проектах, которые вуз реализует в сотрудничестве с промышленными предприятиями?
— Наши студенты являются основной движущей силой большинства проектов, поэтому со второго-третьего курса они активно привлекаются и к научным исследованиям, и к непосредственной реализации проектов. На базе университета создано сразу несколько студенческих конструкторских бюро. В одном из них, к примеру, идет разработка судов на солнечных движителях, в другом — создание гоночных болидов. Наши машины принимали участие в специальных гонках и занимали на них призовые места. Но гонки в этой работе не главное. Самое важное — с помощью современных методов и технологий проектирования и производства разработать и создать автомобиль, его узлы и агрегаты. В этой работе формируются не только профессиональные навыки, но и умение работать в команде, ведь в проекте участвуют студенты института транспортных систем, института электроэнергетики, специалисты по радиотехнике и информационным технологиям и экономисты, которым необходимо доказать финансовую целесообразность серийного выпуска таких автомобилей, а гонка — это уже приятный бонус.