Зарылись в мусор
Реформа системы обращения с отходами пока решила не все вопросы
За первый год реформы системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Нижегородской области окончательно сформировалась логистика «мусорных потоков», идущих на полигоны. Но другие вопросы пока не решены: раздельный сбор мусора не приживается, а плата за вывоз ТКО не с человека, а с квадратного метра жилья многими оценивается как несправедливая.
Так называемая мусорная реформа стартовала в начале 2019 года в нервозной обстановке с повышения тарифов для граждан на вывоз отходов. Были опасения, что они не будут платить, а региональные операторы не справятся с вывозом мусора. По актуальным данным регионального министерства экологии, в Нижегородской области образуется почти 880 тыс. т отходов в год, причем 70% из них — это мусор, производимый нижегородцами. Эти отходы вывозят семь региональных операторов на пять крупных межмуниципальных полигонов, расположенных в Кстовском, Богородском, Балахнинском, Городецком районах области и под Дзержинском.
Напомним, цель мусорной реформы, которая реализуется по всей стране, — сократить объем захораниваемых отходов, увеличить количество перерабатываемых и в итоге снизить нагрузку на окружающую среду и улучшить экологическую обстановку.
Нижегородцы привыкли к новым коммунальным тарифам. По отчету минэкологии, средняя собираемость платы на декабрь 2019 года в многоквартирных домах достигла 89%, а среди проживающих в индивидуальных домах — 77%
Реформа года
Региональные власти положительно оценивают работу регоператоров — по сформированной территориальной схеме размещения ТКО они обслуживают более 90% жителей области: серьезных сбоев с вывозом мусора не было, а нижегородцы привыкли к новым коммунальным тарифам. По отчету минэкологии, средняя собираемость платы на декабрь 2019 года в многоквартирных домах достигла 89%, а среди проживающих в индивидуальных домах — 77%. В целом позитивно оценивает итоги и исполнительный директор ООО «Нижэкология-НН» (региональный оператор, обслуживает Нижний Новгород без Сормова, Дзержинск и Володарский район) Андрей Паршин: «Нам удалось организовать работу таким образом, чтобы отходы гарантированно попадали на санкционированные объекты размещения и полностью соблюдалась территориальная схема. Также в течение 2019 года было ликвидировано большое количество несанкционированных свалок на территории области, в том числе на выделенные из бюджета дополнительные 100 млн руб. И в текущем году эта работа продолжится, поскольку к началу реформы был накоплен колоссальный экологический ущерб: мусором были завалены не только леса и овраги, но и территория города, сады и частный сектор».
Директор «Реал-Кстово» (регоператор Кстовского района) Артем Патрин среди позитивных моментов отметил закупки для районов более 7,4 тыс. мусорных баков и оборудование за бюджетный счет контейнерных площадок (регион потратил на это свыше 400 млн руб.). По его словам, в некоторых поселках «царила разруха», и бюджетная помощь в организации процесса вывоза мусора пришлась весьма кстати. Однако без проблем не обошлось: выяснилось, что разработанные типовые проекты контейнерных площадок не позволяют мусоровозам быстро и эффективно опустошать баки. Рабочая группа заксобрания по мониторингу реформы ТКО на состоявшемся 30 января заседании рекомендовала областному правительству пересмотреть проекты «относительно угла наклона металлической площадки для установки контейнеров».
Главным вопросом реформы по-прежнему остается обоснованность начисления платы за коммунальную услугу исходя из общей площади жилья: тариф на вывоз мусора в многоквартирных домах (МКД) в отличие от частных домов привязан к метражу квартиры, а не количеству проживающих в квартире людей. Депутаты считают этот подход несправедливым, говоря, что мусорят люди, а не квадратные метры. На заседании рабочей группы представители Госжилинспекции подтвердили актуальность жалоб нижегородцев на порядок платы за вывоз мусора, особенно если человек проживает в квартире не постоянно, например, уезжая на лето. В инспекции также считают оплату «с человека, а не метража» правильной и гораздо более эффективной. Пока региональным властям предложено обсудить возможность перехода на оплату услуги по числу зарегистрированных в квартире жителей. При этом тарифы на услуги нижегородских регоператоров, по данным РСТ, были снижены в разных зонах деятельности от 4 до 20%. Так, размер платы граждан с учетом установленного предельного уровня цен в 2020 году составил от 4,36 до 5,27 руб. за кв. м в месяц для МКД. Для индивидуальных жилых домов плата составляет от 101,47 до 151,25 руб. за одного человека в месяц.
Методом проб и ошибок
Общую картину, по словам Андрея Паршина, портят юрлица: множество частных предпринимателей, занимающих первые этажи домов, игнорируют или откровенно отказываются от заключения договоров с регоператором, а контейнерные площадки домов завалены их отходами: «Инструмент для понуждения к заключению договоров у регоператора только один — судебная работа, которая идет долго и непросто. У контролирующих органов, как оказалось, нет действенных рычагов, позволяющих привлечь юрлицо к административной ответственности». Из положительных моментов мусорной реформы он отметил полный контроль над потоками ТКО от их погрузки в машину до доставки на полигон.
Кроме того, региональные операторы, обслуживающие в том числе и частный жилой сектор, весь год испытывали трудности с начислением платы за ТКО жителям индивидуальных домов, поскольку не имели достоверной информации о прописанных в них гражданах. По словам Артема Патрина, предоставленные местными администрациями базы данных на домовладельцев давно устарели. «Власти на местах сами не знают, сколько людей и кто именно сейчас проживает на территории их поселка. А данные миграционной службы МВД регоператорам не предоставляет. В итоге мы до сих пор с трудом, методом проб и ошибок формируем актуальную базу абонентов: большинство скандалов с жителями было связано именно с ошибочным начислением платы», — рассказал руководитель «Реал-Кстово». Сейчас регоператоры опасаются возникновения больших проблем с начислением платы, если власти решат перевести жителей многоквартирных домов на оплату «с человека». Как показала практика, посчитать и учесть количество граждан на вверенной территории трудно, а без этих данных невозможно точно просчитать нормативы накопления отходов.
Фактически решения о раздельном накоплении мусора пока приняли жители 177 МКД (в Нижнем Новгороде около 10 тыс. МКД). Определившимся собственникам предлагается складывать в сетчатые желтые контейнеры мусор-вторсырье
Для вторсырья сыровато
Еще один вопрос связан с переходом на раздельный сбор мусора. Власти отчитались, что в Нижегородской области он введен, но фактически решения о раздельном накоплении мусора пока приняли жители 177 МКД (в Нижнем Новгороде около 10 тыс. МКД). Определившимся собственникам предлагается складывать в сетчатые желтые контейнеры мусор-вторсырье: бумагу, картон, пластик, жесть, стекло. Тарифы регоператорам на обращение с сортированными ТКО были снижены на 20%. На практике, поясняет Артем Патрин, желтый контейнер для раздельного сбора мусора власти предложили установить вместо одного из обычных зеленых. Однако в случае подобной замены жителям дома банально не хватает контейнеров для мусора. Тогда общий зеленый контейнер оказывается стабильно переполнен, либо мусор вперемешку с пищевыми отходами люди начинают сваливать в желтый контейнер для вторсырья. Если же он установлен в дополнение, то общая плата для жителей дома повышается за вывоз еще одного контейнера, пусть и по сниженному тарифу. «Жители, выбравшие раздельное накопление ТКО, вместо того, чтобы экономить, наоборот, платят больше. Пока они экономически не заинтересованы в этом, в результате благая идея превратилась в профанацию», — сообщил зампред комитета заксобрания по экологии Роман Кабешев.
Участникам рынка не добавляет оптимизма и сильно просевший в прошлом году рынок вторсырья. Закупочные цены переработчиков на вторичный ПЭТ в прошлом году снизились с 40 до 18 руб. за кг (в первую очередь из-за массовых поставок дешевого пластика из Китая), цены на картон из-за большого предложения рухнули с 10-11 до 3 руб. за кг. В результате склады регоператоров «до крыш забиты» отобранным вторсырьем, и все ищут, кому бы его продать, отметил Артем Патрин. По его словам, в большой выгоде оказались только переработчики, которые могут брать вторсырье по бросовым ценам, при этом сопоставимого снижения цен на их продукцию не наблюдается. Текущее падение рынка вторсырья также негативно влияет на развитие раздельного сбора ТКО.
Эксперты считают, что ключевая цель реформы — снизить количество закапываемых отходов и вред окружающей среде — в Нижегородской области не достигнута. Так, по презентации эколога Клары Романовой, ни один из существующих мусорных полигонов не соответствует требованиям законодательства, новые карты для захоронения отходов строятся без прохождения экологической госэкпертизы, а доля утилизируемых отходов мизерна.
Впрочем, чиновники с этим не согласны и приводят в качестве положительного примера реализации задач реформы открывшийся в конце прошлого года крупный завод по переработке полимеров «Фантастик Пластик», мощности которого позволяют утилизировать все пластиковые отходы региона и соседних областей. Кроме того, в минэкологии напомнили про обязательства инвесторов строить мусоросортировочные комплексы на новых полигонах. По терсхеме к 2023 году в Нижегородской области должны появиться еще три крупных межмуниципальных полигона с сортировкой отходов. Будут ли реализованы эти планы, сказать трудно. По словам Романа Кабешева, стоимость строительства одного полигона превышает 1 млрд руб., и в заксобрании пока не получили четкого ответа, за чей счет планируется их создавать. Если власти опять решат включить в плату жителей инвестнадбавку на затраты частных компаний, это вызовет негативный резонанс в обществе, полагает депутат.