Карты довели до политического убежища

Что известно об уголовном деле против историка из России

Кладоискатель из России просит политическое убежище за рубежом. Он купил военные карты 50-летней давности, с которых, как позже выяснилось, до сих пор не сняли гриф секретности. Как сообщает издание «Медиазона», два года назад Антон Коломицын купил за 9 тыс. рублей диск с топографическими картами Генштаба 70-х годов масштабом 1:50000. После этого к нему в дверь постучалась ФСБ. Что известно об этом деле? Расскажет Иван Якунин.

Фото: Партиявеликоеотечество.рф

Антон Коломицын — не рядовой историк. Он член поисковых отрядов, постоянный комментатор на федеральных каналах. Например, он обнаружил в Карелии старые советские доты, от которых фонило радиацией.

Теперь Коломицын в Нидерландах, но не на раскопках, а в городке для беженцев ждет решения о предоставлении убежища. Как пишет «Медиазона», карты Генштаба он купил вполне официально в питерском Центре геодезии. О том, что они до сих пор охраняются как гостайна, никто не подозревал.

Силовики неохотно снимают этот гриф с военных документов, хотя никакого секрета в них нет, жалуется историк Виталий Семенов: «По поводу этого идет около десяти лет борьба с Центральным архивом Министерства обороны — с тем, кто отвечает в стране за секретность.

А они до сих пор не сняли гриф "секретно" даже с карт 40-х годов, что очень мешает военным расследованиям.

Они действуют всегда из презумпции максимально оставлять засекреченным, особенно, если это целый пакет документов, то есть им, в общем-то, все равно, что кто-то может за это залететь в тюрьму на серьезный срок. В этих картах нет абсолютно никакого смысла, их можно скачать и в интернете».

Один из громких примеров — дело военного историка Андрея Жукова, которого два года назад обвинили в госизмене. На историческом онлайн-форуме кто-то выложил засекреченные карты и Жуков получил к ним доступ. Он до сих пор находится под следствием.

Ситуация у Коломицына сложнее из-за того, что он покинул страну — следствие может истолковать это как косвенное доказательство вины, рассуждает правозащитник Игорь Каляпин: «Предсказать действия наших правоохранителей в последнее время все труднее. В разглашении гостайны обвиняют людей, у которых на свадебной фотографии какой-то приглашенный ФСБшник затесался. Даже если там стояли какие-нибудь штампы — они были проставлены в государстве, которого давно не существует. Человек, очевидно, наивно заблуждался относительно того, что там какие-то секреты могут быть. В наш спутниковый век какие секреты могут содержаться в топографических картах? Защитить его, конечно, можно перед законом, а вот защитить его перед сотрудниками ФСБ я бы не взялся».

Министерство обороны периодически отчитывается, что с некоторых документов военной эпохи гриф «секретно» снят. Например, буквально месяц назад был раскрыт архив, посвященный Варшавскому восстанию 1944 года.

Претензии историков не разделяет полковник ФСБ в отставке Владимир Клюкин. По его словам, даже карты 60-х годов могут представлять угрозу национальной безопасности, если попадут в руки противника. «Если мы берем военную топографическую карту, то на ней отображаются и подземные объекты.

Подземные коммуникации уже представляют важный государственный секрет.

Когда в Сибири взрывались газопроводы в начале 90-х годов, то надо было знать, где газопровод проходит под землей, как, на какой глубине, чтобы совершить на нем диверсию. То есть говорить, что можно снять со всех топокарт огульно гриф секретности, я бы не стал, потому что это, извините, болтовня школоты», — объясняет Клюкин.

Изначально сотрудники ФСБ, как утверждает Коломицын, сделали его свидетелем по делу и поясняли, что хотят задержать не историка, а продавца карт — некоего Владимира Грабовского. Но о его задержании не сообщалось. На звонки журналистов господин Грабовский ответил, но от комментариев воздержался.

По статье о незаконном получении сведений, составляющих государственную тайну, историку Антону Коломицыну грозит лишение свободы на срок до четырех лет.

Вся лента