ВАД расширяет скандинавский портфель
Компания выиграла очередной конкурс на реконструкцию трассы до Финляндии
ФКУ «Упрдор "Северо-Запад"» (входит в Росавтодор) выбрало подрядчика на второй этап реконструкции участка трассы «Скандинавия» (от поселка Огоньки до поселка Кирпичное протяженностью 35 км) за 13,7 млрд рублей. Традиционно единственным участником тендеров на направлении в Финляндию становится АО «ВАД», совладельцем которого является Валерий Абрамов. В целом компания уже выиграла конкурсы «Скандинавии» на сумму более 40 млрд рублей. Это почти половина от общего объема средств, который запланировал на расширение трассы. В ФКУ «Упрдор "Северо-Запад"» не видят негативных последствий от участия в тендерах только одного участника.
АО «ВАД» готово заключить контракт по начальной максимальной цене, следует из данных госзакупок. Участники конкурса могли снизить стоимость контракта до 25%, но, как следует из протокола на сайте госзакупок, была подана только одна заявка. Подрядчику предстоит выполнить расширение существующего участка автодороги до 11 октября 2023 года.
Работы включают в себя реконструкцию дорожного полотна с расширением, строительство развязок, надземного перехода, реконструкцию моста через реку Великая и обустройство зон отдыха и остановок. Это второй этап ремонта «Скандинавии» — с 65-го по 100-й км. ВАД будет вести работы на трассе как минимум до 134-го км (см. “Ъ” от 17.07.2019).
В предыдущих конкурсах ФКУ «Упрдор "Северо-Запад"» на этот объект также не было конкурентов. В организации не исключают, что при участии нескольких игроков цена контракта была бы другой, но подчеркивают, что заказчик не может повлиять на количество поданных заявок. ВАД обеспечивает выполнение всех работ в установленный срок или досрочно с надлежащим качеством, подчеркивают в учреждении. Например, участок трассы от Петербурга до поселка Огоньки в Ленобласти (с 47-го по 65-й км за 10,1 млрд рублей), работы на котором также вела ВАД, был сдан почти на год ранее запланированного срока, в декабре 2018 года. В компании на запрос “Ъ” не ответили.
Согласно аукционной документации на последний конкурс, от подрядчика требуется банковская гарантия в размере 1,4 млрд рублей и обеспечение заявки на участие в электронном аукционе в размере 683 млн рублей. Это около 15% от общей цены контракта. Эксперты не раз высказывали мнение, что причиной отсутствия конкуренции на конкурсах Росавтодора на Северо-Западе является сокращение числа крупных дорожных организаций в регионе, которые гарантированно выполнят контракт в связи с финансовым состоянием многих из них.
В Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса (АСДОР) отмечают давление на отрасль со стороны банковской системы. «Учитывая низкий уровень обеспеченности собственными оборотными средствами большинства предприятий дорожно-строительной отрасли, подрядчикам приходится использовать кредитные средства практически на всех этапах деятельности, начиная с заявки при участии на торгах, включая закупки материалов и заканчивая банковской гарантией на обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Затраты подрядчика по выплате банковских процентов никак не компенсируются сметной стоимостью работ, снижают и без того малую рентабельность деятельности, обусловленную несовершенством системы ценообразования»,— отмечают в ассоциации. Это, в свою очередь, может привести к банкротствам предприятий, заключают в АСДОР. Банковские гарантии ВАД выдают АБ «Россия» и банк «Санкт-Петербург».
Всего планируется последовательно реконструировать пять участков трассы «Скандинавия». Неразыгранными остались два участка трассы: со 134-го по 160-й км и со 160-го по 203-й км. Общая стоимость проекта — 90 млрд рублей. Полная модернизация автодороги должна завершиться к 2030 году.