Тока инфляции не хватало
Бизнес просит пересчитать параметры модернизации ТЭС из-за риска роста энергоцен
По данным “Ъ”, крупная промышленность просит вице-премьера Юрия Борисова пересмотреть параметры программы модернизации старых ТЭС объемом 1,9 трлн руб. Бизнес уверен, что конечные цены на электроэнергию в 2022–2028 годы вырастут вдвое выше инфляции вопреки поручению президента, а «переплата» достигнет 750,6 млрд руб. Теперь Минэнерго, ФАС и Минэкономики должны уточнить прогноз роста цен. Но в «Совете рынка» напоминают, что пока программа обходится рынку на 40% дешевле, чем предполагалось.
Департамент промышленности правительства поручил Минэнерго, ФАС и Минэкономики актуализировать расчет прогнозной динамики цен на электроэнергию на оптовом рынке в сопоставлении с темпами инфляции (письмо есть у “Ъ”). Поручение было дано после обращения «Сообщества потребителей энергии» (объединяет крупных промышленных потребителей) к вице-премьеру Юрию Борисову (письмо от 28 января есть у “Ъ”). Директор ассоциации Василий Киселев отмечал в документе, что конечные цены на электроэнергию на оптовом рынке за 2022–2028 годы могут вырасти в 1,3–2 раза выше инфляции, что приведет к переплате за электроэнергию на сумму около 750,6 млрд руб. за семь лет. Однако в 2017 году президент Владимир Путин поручил, проводя модернизацию станций, обеспечить рост цен не выше инфляции, подчеркивается в письме.
В Минэнерго «прорабатывают вопрос», в ФАС «изучают обращение». В Минэкономики и в аппарате вице-премьера не ответили “Ъ”.
Программа модернизации старых ТЭС объемом 1,9 трлн руб. рассчитана на 2022–2031 годы. Уже прошли два отбора проектов — с вводом в 2022–2024 годах (на 125 млрд руб.) и с вводом в 2025 году (на 83,4 млрд руб.). Генкомпании будут возвращать инвестиции через повышенные платежи оптового рынка к цене на мощность.
Для обоснования объемов и сроков программы модернизации ТЭС использовался прогноз динамики цены на электроэнергию, разработанный Минэнерго в 2018 году. Однако он «утратил актуальность, содержит устаревшие параметры спроса, темпов инфляции», отмечает Василий Киселев в письме вице-премьеру. Он приводит пример: в прогнозном расчете Минэнерго учитывало инфляцию в 2019 году на уровне в 4%, но по итогам года она составила 3,05%. Расчет допустимого увеличения цены строился исходя из прогнозного роста энергопотребления на 0,5% ежегодно, тогда как на практике спрос в 2019 году упал на 0,24% (без учета ОЭС Востока). Эти факторы ограничивают потенциал для увеличения цены на электроэнергию, говорится в письме.
Также Минэнерго не учло новые платежи в составе конечной цены электроэнергии — например, продление субсидирования сниженных тарифов на Дальнем Востоке на 37,6 млрд руб. в 2020 году, рост надбавки для субсидирования генерации в Калининградской области, а также увеличение квоты правкомиссии по отбору проектов модернизации ТЭС до 2,8 ГВт, перечисляет в письме господин Киселев. Кроме того, Минэнерго предлагает введение оплаты резерва сетевой мощности и повышение тарифа ФСК (пока инициативы не приняты).
Глава «Сообщества потребителей энергии» попросил Юрия Борисова поручить Минэнерго актуализировать свой прогноз, а при необходимости представить в правительство предложения по пересмотру параметров программы модернизации ТЭС либо другие инициативы, «направленные на ограничение темпов роста цены электроэнергии».
Владимир Путин, президент РФ, о программе модернизации ТЭС, 27 августа 2018 года
При этом вновь хотел бы подчеркнуть: капитальные вложения не должны перекладываться на плечи потребителей
В «Совете рынка» (регулятор энергорынков) не согласны с критикой потребителей. По мнению регулятора, долгосрочные прогнозы инфляции (4%) и потребления (0,5%) было бы неправильно корректировать исходя из данных одного года. А инициативы, связанные с пересмотром сетевых тарифов, никак не влияют на прогнозы оптовой составляющей цены. В «Совете рынка» также подчеркнули, что из-за высокой конкуренции на отборах стоимость проектов оказалась ниже, чем ожидалось. «По предварительным оценкам, отборы на 2022–2025 годы, даже с увеличением квоты правительства, составляют всего 35–40% от первоначально учтенной в прогнозе стоимостной нагрузки»,— пояснили в регуляторе. В январе глава «Совета рынка» Максим Быстров говорил, что по итогам двух отборов программа модернизации обходится рынку на 800 млрд руб. дешевле прогнозов.
Пересмотр параметров программы модернизации был бы излишним, полагает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала»: «Сложившаяся цена проектов модернизации на прошедших аукционах в три-пять раз ниже первоначальных оценок, а программа возлагает на генераторов обязанность обеспечивать работоспособность отобранных мощностей на 15 лет вперед, так что интересы потребителей выглядят вполне защищенными».