Рогатых выгоняют из центра
Первого апреля троллейбусное депо №1 на улице Городской Вал в Ярославле прекратит свое существование
Первого апреля 2020 года в Ярославле будет закрыто троллейбусное депо №1 на улице Городской Вал. Подвижной состав и сотрудников переведут в другие городские депо. На освободившемся месте будет построен жилой многоквартирный комплекс. Решение мэрии о закрытии старейшего троллейбусного депо вызвало неоднозначную оценку в городе. Федеральные эксперты отмечают, что во многих городах сокращается число троллейбусов, так как развитие троллейбусной сети требует большого внимания и экономически обоснованного подхода, которого сложно ожидать от часто меняющихся сити-менеджеров городов.
Мэрия Ярославля приняла решение закрыть первого апреля 2020 года троллейбусное депо №1 на улице Городской Вал, сообщил на пресс-конференции директор АО «Яргорэлектротранс» (ЯрГЭТ) Сергей Завьялов. По его словам, вопрос о переносе площадки рассматривается давно, так как построенное в 1955 году депо изношено на 100%, а ремонт площадки обойдется в несколько сотен миллионов рублей. На месте депо, по инвестсоглашению на сумму 230 млн руб., будут построены три многоквартирных жилых дома. Руководитель ЯрГЭТ отметил, что транспорт всех маршрутов закрывающегося депо и коллектив депо в количестве 85 работников будут сохранены и переведены на территории трамвайного депо на Ленинградском проспекте и троллейбусного депо на ул. Гагарина.
Сейчас в депо №1 числятся 34 троллейбуса маршрутов № 1, 7 и 8, это чуть больше половины автопарка ЯрГЭТ, который состоит из 64 транспортных единиц,
С 1 апреля маршрут №1 (12 троллейбусов) на постоянной основе будет переведен в депо №2 на улице Гагарина. Этот маршрут считается самым финансово выгодным, по итогам 2019 года его прибыль составила более 258 тыс. руб. Маршрут №7 (7 троллейбусов) в депо №2 будет находиться временно. С сентября, после обустройства трамвайного депо на Ленинградском проспекте, этот маршрут будет переведен туда. Данный маршрут показывает отрицательный финансовый результат, по итогам 2019 года убыток составил 8,5 млн руб. Движение троллейбусов по маршруту №8 будет временно приостановлено, а его 16 машин распределят по другим маршрутам. За прошлый год убыток от маршрута №8 составил более 23 млн руб. По словам руководства предприятия, на время закрытия троллейбусного движения по маршруту №8, пассажиры смогут пользоваться автобусами маршрутов 42, 46, 97, 97с. С сентября 2020 года троллейбусное движение по восьмому маршруту возобновится, для этого будут приобретены троллейбусы с автономным ходом.
«У нас в планах не только сохранить, но и, возможно, продлить данный маршрут до 15-го микрорайона. Сейчас маршрут №8, как и №7, идет до улицы Волгоградской. Мы думаем о создании большого транспортного пересадочного узла в районе 15-го микрорайона, это место концентрации многих маршрутов, в том числе пригородных. Продление возможно, если будут использоваться троллейбусы с автономным ходом»,— рассказал первый заместитель директора ДГХ Сергей Волканевский.
В течение нескольких месяцев руководство ЯрГЭТ планирует пополнить автопарк троллейбусами с автономным ходом. Как рассказал корреспонденту “Ъ-Ярославль” директор ЯрГЭТ Сергей Завьялов, рассматриваются несколько поставщиков, среди которых вологодский завод ОАО «Транс-Альфа Электро», выпускающий низкопольные троллейбусы модели «Авангард» с увеличенным автономным ходом до 25 км и завод в Энгельсе, выпускающий троллейбусы с запасом автономного хода до 60 км. «Затем через конкурсные процедуры, по договору лизинга, предприятие произведет закупку, ориентировочно до мая 2020 года»,— уточнил господин Завьялов.
Руководство города и ЯрГЗТ заверяют, что к сентябрю 2020 года трамвайное депо на Ленинградском проспекте будет обустроено под нужды троллейбусной площадки. С сентября изменится распределение троллейбусных маршрутов. Из депо №2 на улице Гагарина будут ходить троллейбусы маршрутов № 1, 3к, 5, 9. Из трамвайного депо на Ленинградском проспекте — № 4, 7, 8 и, возможно, №3. «Мы планируем перенос выхода на территорию депо №2 ориентировочно с апреля. Подготовка депо на Ленинградском проспекте для выпуска троллейбусов № 7 и 8 — до сентября. Восстановление маршрута №4 после ремонта Тутаевского шоссе ориентировочно запланировано на июнь-июль»,— пояснил первый заместитель директора ДГХ мэрии Ярославля Сергей Волканевский.
По словам руководства ЯрГЭТ, все работники переводом будут трудоустроены на новые места. «Это уже не первое депо, которое мы закрываем. Ранее было трамвайное депо на месте, где сейчас стоит ТЦ “Аура”. Как раньше, так и сейчас в основном все к решению относятся адекватно. Мы разъясняем, что реконструкция депо стоит огромных денег, которых у ЯрГЭТ нет. 22 февраля в депо была встреча с работниками, они пришли с пожеланиями не закрывать депо, но негатива не было, люди все поняли»,— сообщил господин Завьялов.
Новость о ликвидации депо вызвала резонанс в городе, она активно обсуждается в соцсетях. Высказывают свою позицию и депутаты муниципалитета. Категорически не согласна с закрытием депо депутат муниципалитета Ярославля Евгения Овод.
«В Ярославле, ни с кем не посоветовавшись, мэрия одобряет весьма сомнительную сделку по инвестсоглашению, в результате которой ликвидируется троллейбусное депо в стратегическом местоположении города. А троллейбусные маршруты “выпинываются” в угоду застройщику в трамвайное депо на Ленинградском проспекте»,— говорит госпожа Овод.
«Вопрос по депо №1 мы поднимаем с 2017 года, оно находится в центре города в неудовлетворительном состоянии, мы на место выезжали неоднократно. Думаю, назрел вопрос, когда депо в центре возможно переместить. Но мы на комиссиях говорим о том, что к подготовке перемещения и распределения надо подойти крайне взвешенно. Обязательно должна быть программа, четкое понимание ответственных и сроков, наличие смет, проектов, которые позволяют оценить объемы и источники финансирования. 4 марта на муниципалитете с депутатами этот вопрос будем обсуждать после доклада Сергея Волканевского»,— рассказал “Ъ-Ярославль” председатель муниципалитета Ярославля Артур Ефремов.
Руководство ЯрГЭТ объясняет, что основная причина закрытия депо — 100-процентный износ.
Депо построено в 1955 году, здания и сооружения, техническая зона, административные и подсобные помещения имеют нулевую остаточную стоимость, а в ремонт, по подсчетам специалистов, необходимо вложить порядка 300 млн рублей. «Наша подстанция — 1955 года, ее амортизация составляет 25 лет, к сожалению, или к счастью, она еще работает, но ее ресурс в 2,5 раза превышает нормативный. Мы делали анализ, за последний месяц она выходила два раза из строя, месяц назад было полное отключение, в результате чего были парализованы полностью четыре маршрута»,— поясняет господин Завьялов.
Руководство предприятия считает нецелесообразными траты на ремонт старого депо. Вопрос рассматривался давно. Точка в истории была поставлена 29 мая 2019 года, когда было заключено инвестиционное соглашение на сумму 230 млн рублей между АО «Яргорэлектротранс» и ООО «Перспектива». По нему инвестор получит земельный участок на месте закрывающегося депо №1, на котором будут построены три дома на 5, 7 и 11 этажей (всего 1700 кв. м жилья). По условиям соглашения, инвестор разработает проект школы на 500 мест, вложит деньги в приобретение нового подвижного состава для «Яргорэлектротранса» и построит новую тяговую подстанцию. Строительство подстанции стало ключевым пунктом соглашения, уже разработано техническое задание, выделено место под строительство, ведутся переговоры с подрядчиками, стоимость подстанции составит порядка 50 млн руб.
Федеральные эксперты подтверждают сложности в организации работы городского электротранспорта. «К сожалению, никто не вытягивает троллейбусное движение, оно, конечно, дешевле, но им надо заниматься четко, грамотно, адекватно. В реальности троллейбусы повсеместно заменяются дорогущими электробусами. Здесь скорее не экономика, а вопрос горизонтов. Сколько сити-менеджеров сменилось в Ярославле за последние 10 лет? Троллейбусы окупаются на протяжении 10–20–30 лет при правильно организованной сети. А у кого из мэров есть такой горизонт? Бесполезно говорить о целесообразности сохранения электротранспорта с людьми, которые ежегодно верстают свой годовой бюджет с дефицитом, с кучей насущных проблем, среди которых медицина, социалка и прочие»,— резюмирует генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.