Кому таможня даст добро в особом порядке?

Григорий Колганов — о режиме свободной таможенной зоны

Обозреватель “Ъ FM” Григорий Колганов рассказывает, в каком случае резиденты особой экономической зоны в Москве могут не платить НДС и таможенные пошлины.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Может ли компания вдвое снизить фискальную нагрузку, а еще не платить НДС и таможенные пошлины? Да, если она резидент особой экономической зоны столицы. “Ъ FM” уже рассказывал о различных налоговых льготах такого статуса, но это не все.

На специальных территориях действует еще и режим свободной таможенной зоны — он позволяет ввозить оборудование или сырье по нулевой ставке сборов. Специфику процедуры разъяснила “Ъ FM” начальник управления таможенной инфраструктуры особой экономической зоны Ольга Ковалева: «Товар, прибывающий на территорию России, имеющий статус иностранного, размещается в границах площадей резидента особой экономической зоны, и остается в статусе иностранного. Таким образом, вы не платите НДС и таможенную пошлину. Если вы хотите это вывезти за пределы Российской Федерации, то эта процедура экспорта, которая не облагается налогом, соответственно, вы по нулям вывезли».

По сути, все это напоминает duty free, но есть нюанс: если компания захочет покинуть особую экономическую зону или продавать в России товар, произведенный из иностранного сырья, все причитающиеся налоги, пошлины и сборы придется заплатить.

Схема подходит не каждому виду бизнеса, поэтому ноу-хау от столичных властей: специальный таможенный режим действует не для всей особой экономической зоны, а индивидуально для тех, кому он действительно нужен. Среди них — Нанотехнологический центр композитов, чья продукция востребована за границей. Начальник отдела закупок и логистики компании Максим Никитин говорит, что воспользоваться процедурой свободной таможенной зоны было несложно, а сэкономить всегда приятно: «Технически ничего сложного нет, ничем не отличается от обычных процедур. Так как мы являемся экспортерами, мы закупаем сырье за границей, мы за него не платим пошлины, налог, перерабатываем и экспортируем. У нас экономия порядка €50 тыс. за год. Если объем экспорта у компании увеличится, соответственно, и экономия увеличивается».

Особая экономическая зона — например, «Технополис Москва» — на всех этапах поддерживает тех, кто воспользовался специальным таможенным режимом: консультирует, помогает с декларациями, оборудован даже закрытый склад, вмещающий единовременно два десятка большегрузов.

Зачем же городу эти хлопоты? Ответ очевиден: то, что бизнес сэкономит на таможне, он вложит в свое развитие, а Москва получит в виде налогов и новых рабочих мест, поясняет глава столичного департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров: «Работают компании, задача которых — научно-технические прорывы в сфере микроэлектроники, биофармацевтики и новых материалов. Эти отрасли промышленности имеют значительный потенциал в части экономического эффекта, связанного с привлечением инвестиций и развитием высоких технологий. Мы поддерживаем такие производства и не только снижаем налоговое бремя, но и стараемся создать удобные, в том числе цифровые сервисы».

В столичном департаменте инвестполитики подчеркивают: резидентом особой экономической зоны, а следовательно, получателям налоговых и прочих льгот, может стать высокотехнологичный инновационный бизнес — именно ему таможня дает добро в особом порядке.

Вся лента