Крепче за баранку держись, стажер
В России увеличилось число ДТП по вине водителей-новичков
В 2019 году впервые за несколько лет выросла аварийность по вине начинающих водителей, при этом граждане стали слабее сдавать экзамены на водительские права. Это следует из данных ГИБДД России. Автошколы ситуацию называют «тревожной» и призывают срочно убрать с образовательного рынка компании, торгующие экспресс- и онлайн-курсами. Усилить контроль за работой автошкол несколько дней назад МВД поручил и президент Владимир Путин.
Из опубликованных на сайте ГИБДД России данных следует, что в 2019 году 1,33 млн граждан получили водительские права — стабильное количество новичков в последние два года. В частности, обладателями удостоверений водителей категории B стали 1,07 млн граждан, С — 113,4 тыс., А — 59,7 тыс. и D — 39,3 тыс. 131 тыс. удостоверений получили граждане в Татарстане, 111 тыс.— в Московской области, 79,9 тыс.— в Москве, 72,1 тыс.— в Краснодарском крае. При этом число автошкол за год незначительно уменьшилось: 6,7 тыс. против 6.9 тыс. в 2018 году.
Количество проведенных экзаменов выросло на 5%, превысив 8,12 млн.
Последние три года показатель колебался в пределах 7,5–7,7 млн. Наибольший прирост обеспечили теоретические экзамены — их проведено на 7% больше (3,27 млн). Экзаменов на площадке проведено на 1,8% больше (2,31 млн), в городских условиях — на 4% (2,53 млн). Экзамен в городских условиях с первого раза граждане сдавали лишь в 29% случаев, теорию — в 38%, «площадку» — в 42%. Одновременно с этим на 1,1% выросла и аварийность с участием начинающих (со стажем до двух лет) водителей: число таких ДТП превысило 10 тыс. Общее же число ДТП за год сократилось на 2,2%.
Президент межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева называет текущую ситуацию «очень тревожной». «Прежде мы наблюдали уверенное снижение аварийности с участием водителей-новичков, теперь ситуация ухудшается,— говорит она.— Главная причина — отсутствие контроля за обучением со стороны ГИБДД и Рособрнадзора». В последнее время стала популярной схема онлайн-обучения, рассказывает госпожа Шутылева.
«Теорию обязательно изучать в классе с преподавателем, чтобы усвоить все нюансы безопасного поведения на дороге, изучить основы оказания медпомощи, смоделировать типичные опасные ситуации и т. д.,— поясняет она.— Мы обращались в Минпросвещения по поводу онлайн-курсов, но ведомство ничего противозаконного не увидело».
Еще одна проблема — демпинг цен со стороны недобросовестных участников рынка за счет сокращения часов на вождение, добавляет Татьяна Шутылева: фирмы предлагают пять-десять занятий, когда по правилам должно быть не менее 56 часов практики на категорию B. Нужно принимать «незамедлительные меры», говорит она.
В конце 2018 года правительственной комиссией по безопасности движения принято решение наделить ГИБДД дополнительными полномочиями по контролю за автошколами, но ведомство их так и не получило. В связи с этим необходимы коррективы указа президента №711 (содержит «положение о Госавтоинспекции»): в марте 2019 года МВД разместило поправки на regulation.gov.ru, в июне документ получил отрицательную оценку регулирующего воздействия Минэкономики. Ведомство, в частности, указало, что аварийность с участием водителей-новичков снижается, «проблема не обоснована». По данным “Ъ”, для наделения ГИБДД полномочиями МВД готовит поправки к закону «О полиции». Президент Владимир Путин, выступая на расширенной коллегии МВД 26 января этого года, призвал полицию «более тщательно следить за качеством подготовки водителей в автошколах».
Между тем за прошедший год на 38% (до 7,66 млн) выросло общее количество выданных удостоверений, включая те, что выдаются взамен просроченных. Как ранее рассказывал “Ъ”, это связано с тем, что в 1999 году в оборот были введены права нового образца, произошла их массовая замена. Теперь каждые десять лет граждане массово идут продлевать удостоверения.