«Сегодня Немцов первым бы вписался за заключенных»

На марше памяти убитого политика призывали продолжать его дело

В субботу, 29 февраля, в Москве прошел ежегодный марш памяти политика Бориса Немцова, застреленного в 2015 году. Участники мероприятия не стали замыкаться на одной лишь траурной теме: они вышли с лозунгами против поправок в Конституцию, за освобождение несправедливо осужденных — и, разумеется, требовали до конца расследовать убийство господина Немцова. По оценкам наблюдателей, в акции приняли участие более 22 тыс. человек. Полиция, в свою очередь, насчитала вдвое меньше.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Сбор был назначен на час дня у Страстного бульвара, и уже в 12:30 полиция плотными группами дежурила на ближайших станциях метро. Начало бульвара перекрыли одинаковыми грузовиками, за ними расставили рамки, к которым сразу же выстроились очереди. Гул толпы перерывали полицейские с громкоговорителями: они дежурно напоминали, что «участники публичных мероприятий не вправе скрывать свое лицо, в том числе использовать маски», но иногда добавляли в этот стандартный текст новую фразу, отражающую дух времени — «даже несмотря на угрозу вирусных заболеваний». Многие, впрочем, все равно пришли в медицинских масках; полиция относилась к ним с пониманием.

Наконец, многотысячная колонна двинулась; по бульварам прошел настоящий парад всех оппозиционных и несогласных сил.

Группа феминисток скандировала лозунги против запрета абортов, социалисты требовали обеспечить «демократию всем рабочим и угнетенным», крымские татары напоминали о советских депортациях.

Красные флаги с лицом Ленина развевались неподалеку от черно-желтых с двуглавым орлом: левый и правый блоки явно соперничали. «Импичмент, люстрация, десоветизация»,— гласила черная растяжка, которую держали «Правый блок» и «Третья альтернатива». «Боже, царя храни!» — нараспев заорал кто-то из них. «Вот же антихристы!» — недовольно отреагировал человек с нашивкой серпа и молота.

Много было плакатов с лицами арестованных: дело «Нового Величия», «московское дело», дело запрещенной в России «Сети». Вся политическая и судебная хроника последних лет. Громко кашляющая женщина замерзшими руками держала ватман с надписью «Свободу политзаключенным». «Мы должны стоять, чтобы они не сели»,— говорила она тем, кто переживал за ее здоровье.

На пензенский эпизод дела «Сети» намекал и рукописный плакат «ФСБ Пензец».

Много несли российских триколоров, на фоне которых затерялись несколько украинских флагов. Одиноко реял совсем уж непонятный стяг — желтый и голубой треугольники с красным драконом, который держал в лапах кисть винограда (и в целом выглядел так, будто стащил ее и теперь, довольный, убегает вприпрыжку). Идущие рядом (но не вместе) принялись гадать, чей это символ.

— Думаю, что-то украинское? — недоуменно спросил шепотом мужчина своего товарища.

— Похоже на Уэльс. Может какие-то европейские националисты?

Корреспондент “Ъ” не выдержал и спросил напрямую у женщины, которая несла флаг. Оказалось, это символ района Измайлово.

Еще одна примета времени — новые плакаты и лозунги, посвященные коронавирусу и грядущей реформе Конституции. Социалисты из РСД несли красный баннер со слоганом, как будто больше подходящим для абсурдистской Монстрации: «Обеды без Путина». Но те, кто следит за политической повесткой, поймут без подсказки: речь идет о пакете поправок в Конституцию, среди которых есть новые социальные гарантии и нормы о перераспределении полномочий между федеральными органами власти.

Организаторы марша еще за несколько недель принялись обсуждать, уместна ли дискуссия о поправках в день памяти Бориса Немцова; участники все решили сами: «Лучшая поправка — Путина в отставку», скандировали они.

А вот фотографий Бориса Немцова в толпе несли на удивление мало. Конечно, его изображение было на растяжках (на одной из которых был написан простой и одновременно очень сложный вопрос: «Кто заказчик?»); торжественно вышагивала группа с баннером «Немцов мост»... но большинство участников шествия явно сосредоточились на других лозунгах.

«Как будто забыли про Бориса со всеми этими событиями,— переживала девушка с плакатом "Борись!" — Конституция Конституцией, но повод сегодня другой». Ее спутник был не согласен: «Думаю, все идет как надо. Он боролся за будущее нашей страны, а люди продолжают эту борьбу. В конце концов, сегодня Немцов первым бы вписался за заключенных. Это сегодня важнее всего».

«Это четвертый марш Немцова, на который я хожу, и в другой колонне стоят мои родители,— сказала “Ъ” студентка-третьекурсница Высшей школы экономики Татьяна. — Но я решила сегодня выйти именно против поправок. Неправильно замалчивать то, что происходит».

Во главе шли организаторы: представители «Яблока», «Парнаса», активисты ФБК. Они держали растяжку «Заказчик убийства должен сидеть» и скандировали «Немцов — герой России!».

«Мне сначала не понравилась эта идея — выходить и митинговать за всех разом,— сказал “Ъ” участник шествия Михаил Вышнегородцев. — Я много наблюдал за Немцовым, всегда поддерживал его политику, и мне казалось правильным выйти и почтить его память. Но я понял свою неправоту: мы здесь, чтобы отстаивать то, что отстаивал Немцов. Мы продолжаем его дело. Думаю, ему бы понравилось это шествие».

В половине четвертого колонна подошла к финальной точке — проспекту Сахарова. Шествие остановилось, идущий впереди политик Илья Яшин объявил минуту молчания в память о Немцове. В полной тишине стояли люди, кутались в шарфы — холод усилился, но из-за туч наконец-то появилось солнце, которое слепило и полицейских, и митингующих.

Люди медленно расходились, на ходу сворачивая плакаты. Некоторые из участников пошли к мемориалу памяти политрепрессированных, чтобы возложить цветы. «Никаких задержаний не было, провокаций тоже не заметили»,— сказали “Ъ” волонтеры-организаторы.

По данным «Белого счетчика», на марш пришли 22,3 тыс. человек, еще 200 опоздавших отказались пропускать через рамки при входе. По официальным данным МВД, в марше приняли участие 10,5 тыс. человек.

Кира Дюрягина, Александр Черных

Фотогалерея

Марши памяти Бориса Немцова

Смотреть

Вся лента