На немцев махнули лопаткой
«Силовые машины» полностью выходят из СП с Siemens
По данным “Ъ”, «Силовые машины» Алексея Мордашова воспользовались опционом по продаже своих 35% в российском СП с Siemens — «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ). Теперь у сторон есть несколько месяцев для того, чтобы согласовать цену сделки. По данным “Ъ”, стоимость пакета «Силовых машин» может составить менее $10 млн. После завершения сделки компании станут прямыми конкурентами на рынке газовых турбин в РФ.
Находящиеся под санкциями США «Силовые машины» Алексея Мордашова решили полностью выйти из СТГТ, продав немецкой Siemens 35%, говорят источники “Ъ”. Переговоры начались в середине января. По условиям создания СП, у «Силовых машин» раз в три года возникает опцион на продажу своей доли Siemens. Окно длится три месяца, текущее открылось 2 декабря 2019 года и закрылось 1 марта. В «Силовых машинах» отказались от комментариев.
Обновление. После выхода материала в Siemens “Ъ” подтвердили, что получили уведомление о том, что «Силовые машины» хотят воспользоваться опционом по продаже своей доли в СП.
Причина сделки в том, что из-за акционерного соглашения компании не могут разрабатывать новые технологии и продавать продукцию в РФ вне СТГТ. При этом «Силовые машины» хотят делать собственную газовую турбину.
Кроме того, по требованию правительства турбины, созданные в компании с преимущественной долей иностранного акционера, не могут претендовать на ключевой рынок — программу модернизации старых ТЭС. В отношении доли Siemens опцион не предусмотрен, но «Силовые машины», утверждают источники “Ъ”, предлагали выкупить ее. Сама Siemens вправе инициировать опцион на покупку доли «Силовых машин» только 2 декабря 2021 года.
Пока цена продажи пакета не определена, говорят источники “Ъ”. По условиям опциона Siemens и «Силовые машины» должны договориться о стоимости сделки в течение двух месяцев. Если компании не могут это сделать сами, подключается независимый оценщик. Источник “Ъ”, близкий к «Силовым машинам», оценивает их долю в СТГТ в $5–6 млн, объясняя, что у предприятия нет производства полного цикла. По сути, говорит он, это отверточная сборка комплектующих из Германии. Загрузка СТГТ остается на уровне 60–70%.
Выкупив долю «Силовых машин», Siemens должен привлечь в СП другого российского инвестора.
Им может стать «Газпром энергохолдинг». Но последний в 2019 году приобрел еще одно крупное профильное предприятие — «РЭП Холдинг», в основном выпускающий газовые и паровые турбины для «Газпрома». В «Газпром энергохолдинге» отказались от комментариев.
Работа Siemens и «Силовых машин» в рамках СП перестала быть конструктивной еще несколько лет назад. На фоне введения санкций США «Силовые машины» последовательно стремятся заблокировать иностранцам доступ к рынку РФ. После выхода из СП компании будут конкурировать как поставщики газовых турбин средней и большой мощности в диапазоне 65–170 МВт (этой технологии в РФ пока нет) в рамках программы модернизации ТЭС.
Гендиректор «Силовых машин» Тимур Липатов выступал против заключения с Siemens СПИК на локализацию газовых турбин, заявив в интервью «Ведомостям», что Siemens по политическим мотивам не передаст контроль над технологиями. Глава Siemens в России Александр Либеров говорил в интервью “Ъ”, что компания недовольна «деловым поведением "Силовых машин" в СП» и воспринимает подобную риторику как «намерение нарушить договоренности о СП».
«Судя по публичным заявлениям партнеров последних лет, такое развитие событий представляется логичным: лицензии на производство ГТЭ-160 у "Силовых машин" с 2012 года нет, компания нацелена на создание собственных машин без участия Siemens с опорой на поддержку государства. Статус этих разработок оценить сложно, экспериментальный образец пока не создан»,— говорит старший аналитик по электроэнергетике МШУ «Сколково» Юрий Мельников. Он также полагает, что у Siemens в рамках СТГТ есть технологии, опыт и возможности по локализации своих турбин под требования российского рынка.
Нет турбины в своем отечестве
Как четыре претендента борются за российский рынок машин большой мощности