Надлежащее и предсказуемое
Вручены призы 70-го Берлинского фестиваля
Главным призом «Золотой медведь» 70-го Берлинского фестиваля награжден фильм «Зла не существует» иранского режиссера Мохаммада Расулофа. Один из «Серебряных медведей» присужден немецкому оператору Юргену Юргесу за картину «Дау. Наташа» Ильи Хржановского. Итоги Берлинале комментирует Андрей Плахов.
Фильм Расулофа был показан в последний рабочий день фестиваля и встречен критиками уважительно, но без восторга. Картина-притча состоит из четырех новелл, связанных темой насилия, которому подвергаются в Иране молодые мужчины, проходящие службу в армии. Центральный эпизод: герой-интеллигент попадает в подразделение, ведающее исполнением смертных приговоров, но отказывается выбить стул из-под смертника и совершает дерзкий побег. Мы знакомимся и с палачом, дающим посреди ночи сигнал к осуществлению казни (в дневной жизни это примерный семьянин и отец), и с диссидентами, вынужденными скрываться на периферии общества, и с тем, как разные политические позиции разлучают влюбленных.
Тема этого кино — бытовая жизнь при тоталитаризме, к которой многие ухитряются приспособиться, спрятавшись от политики в частном мире, но в какой-то момент человек все равно оказывается перед дилеммой: предать свою душу или сказать нет. Мохаммад Расулоф, как и его коллега Джафар Панахи, знает об этом лучше других, поскольку сам объявлен врагом государства, был под домашним арестом, а сейчас невыездной, так что лично получить берлинскую награду не смог. Его предыдущий фильм «Неподкупный» называли «иранским "Левиафаном"», нынешний сделан в том же ключе. Его драматургической кульминацией становится сцена бегства из тюрьмы под победную мелодию «Белла чао», но во второй половине художественное напряжение падает, а фильм становится несколько умозрительным.
Решение жюри оказалось предсказуемо и скорее ассоциировалось с политически ангажированными традициями Берлинале, чем с его новым, более утонченным художественным обликом. Впрочем, острых возражений основные призовые решения не вызвали. Феминистская драма американки Элизы Хиттман «Никогда редко иногда всегда» получила гран-при фестиваля, а «Серебряный медведь» за режиссуру присужден корейцу Хон Сан Су за поэтическую аллегорию «Женщина, которая убежала». Как лучшая актриса награждена немка Паула Бер («Ундина» Кристиана Петцольда), как лучший актер — итальянец Элио Джермано («Я хотел спрятаться» Джорджо Диритти). «Серебряный медведь» за сценарий ушел к братьям Фабио и Дамиано Д’Инноченцо, сценаристам и режиссерам другого итальянского фильма — «Плохие сказки». А специальный юбилейный приз 70-го Берлинале получила картина «Удали историю» французов Бенуа Делепина и Гюстава Керверна. Все эти фильмы не шедевры, но сделаны качественно, и каждый имеет свою изюминку. В последнем, французском, их даже несколько, включая участие Мишеля Уэльбека; это смешное и, по сути, грустное кино про то, как современный обыватель полностью попал под колпак всесильных технологий, которые управляют человеком, а вовсе не наоборот. Разумеется, ненагражденным остался лучший фильм фестивального конкурса — «Дни», но его автор великий режиссер из Тайваня Цай Минлян — слишком крепкий орешек для жюри во главе с Джереми Айронсом, поэтому ничего другого ждать и не приходилось.
Судя по всему, жюри исчерпало запас радикальности, сенсационно наградив картину Ильи Хржановского и Екатерины Эртель «Дау. Наташа». Лауреатом «Серебряного медведя» за творческое достижение стал снимавший ее немецкий оператор Юрген Юргес, имеющий большое имя в мире кино, работавший с Фассбиндером, Вендерсом и Ханеке. Это было дипломатическое решение, позволившее и наградить фильм, и локализовать награду. Ведь «Наташа» вызвала полярные реакции вплоть до скандала. Она получила неплохой критический рейтинг в пулах журналов «Искусство кино» и Screen International, положительную рецензию в The Guardian, ее поддержали аккредитованные на фестивале авторы авторитетных британских и французских киноизданий. Зато в немецкой прессе оказалось много негатива и даже ссылка на некую — разумеется, анонимную — участницу съемочного процесса, обвиняющую режиссера в злоупотреблениях и манипуляциях.
Новым словом в фестивальной практике прозвучало открытое письмо нескольких российских киножурналистов в дирекцию Берлинале с протестом против включения «Наташи» в конкурс. Хотя актрисы, приехавшие представить картину, жертвами режиссерского произвола никак не выглядели, бдительная общественность требует расследований «дела» — как журналистских, так и даже прокурорских. В этих акциях, инспирированных феминистскими кругами, слышится эхо процесса Харви Вайнштейна и кампании против Романа Полански. Но история с «Дау» обладает той особенностью, что и критики проекта парадоксальным образом становятся его частью, вписываясь в тот самый тоталитарный дискурс, который в нем реконструируется.