«Из-за коронавируса на биржах внезапно снова действуют старые законы»

Как зарубежные СМИ отреагировали на падение мировых рынков из-за коронавируса

Распространение коронавируса оказывает влияние, в том числе, и на финансовые рынки. Как уже сообщал ‘’Ъ’’, жесткая реакция властей различных стран по ограничению влияния коронавируса на экономику заставляют инвесторов избавляться от рисковых активов. Что пишут зарубежные СМИ о падение мировых рынков в связи с эпидемией — в подборке ‘’Ъ’’.

Фото: Aly Song, Reuters

Der Spiegel (Гамбург, Германия)

Несколько дней назад акционеры радовались все новым рекордам, вызванным, прежде всего, длительными низкими процентными ставками. Но из-за коронавируса на биржах внезапно снова действуют старые законы. Долгое время казалось, что у мировых финансовых рынков иммунитет к новому коронавирусу.

Инвесторы по всему земному шару, очевидно, отгораживались от новостей о вирусе. Нужно же было куда-то вкладывать деньги.

Но в начале этой недели специалисты по инвестиционной стратегии осознали, что вирус заметно ударит по мировой экономике. Котировки падают. И в таком темпе, от которого может закружиться голова. Исключений нет. Потому что стремительное биржевое ралли, которое по большей части было вызвано (вливаниями.— “Ъ”) ликвидности, уже давно стоит на хрупком фундаменте. Акции становились все дороже, так как котировки продолжали расти, однако одновременно с этим прибыль компаний снижалась, с чем инвесторы примирились из-за крайне расслабленной кредитно-денежной политики.

Однако коронавирус сейчас напомнил инвесторам об одном простом биржевом законе: акции — это доли в компаниях и отражают их доходность.

И если она отсутствуют или снижается, котировки падают. Даже длительные низкие процентные ставки не могут изменить этого. На самом деле прибыль компаний падает уже давно.


Neue Zuercher Zeitung (Цюрих, Швейцария)

Алчность последних лет грозит вызвать на бирже связанную с коронавирусом панику. Эта неделя была худшими семью днями для фондовых бирж с финансового кризиса 2008 года. Инвесторы находятся в смятении и обращаются к надежным государственным облигациям, а вплоть до пятницы — еще и к золоту.

Что же будет дальше? Это V-образное движение, как пишут управляющие активами своим клиентам, чтобы приободрить их? В этом случае за отвесным спадом последует такое же восстановление. Такие движения стали правилом из-за масштабных вливаний ликвидности центральными банками во время долгого биржевого бума с 2009 года. Нельзя ли этот проверенный способ и сравнения с эпидемией SARS в 2002 перенести на нынешнюю ситуацию?

На данный момент невозможно делать серьезные прогнозы о развитии рынка. Слишком много открытых вопросов в отношении распространения коронавируса, длительности эпидемии и ее влияния на экономику и финансовые рынки. Вся эта неопределенность — настоящий яд для финансовых рынков: биржи ненавидят неопределенность больше, чем плохие новости. Финансовые рынки стоят на грани паники, объективность ушла и, за редкими исключениями, «наказаны» все акции — вне зависимости от качества.


The Wall Street Journal (Нью-Йорк, США)

Измученные трейдеры описывают минувшую неделю как одно из самых серьезных испытаний на Уолл-стрит за последнее время. Инвесторы и аналитики сосредоточенно изучают последние известия о коронавирусе, количестве заболевших и умерших — только для того, чтобы эти цифры быстро оказались в тени новых событий и сообщений, которые часто не находят подтверждений. Портфельные менеджеры утопают в звонках клиентов, задающих вопросы, на которые ни у кого нет ответа.

Финансовые рынки открыли для себя новую территорию. Десятки лет обсуждения на рынках часто касались того, являются ли какие-то акции пузырем или нет. Другими словами, обоснован ли рост их стоимости рыночными реалиями. Таким был высокотехнологичный пузырь. Таким был ипотечный пузырь. А совсем недавно — споры о том, говорит ли длительный рост рынка о том, что он созрел для падения.

Однако коронавирус представляет собой нечто новое — нефинансовая внешняя сила, последствие которой для мировой экономики огромно и непознаваемо.

Умнейшие люди на Уолл-стрит и за ее пределами с трудом пытаются понять, приведет ли эпидемия к потрясениям в краткосрочном периоде, либо это более продолжительная угроза, которая радикально изменит жизнь миллионов человек по всему миру.


The New York Times (Нью-Йорк, США)

Чиновники из ФРС и их коллеги в других странах мира чрезвычайно смущены ранее невиданной угрозой экономике. В это время рынки смотрят на них в надежде, что они смогут сдержать падение, которое происходит на фоне быстро распространяющегося вируса и с учетом все еще небогатого арсенала для борьбы с ним, нарушенных логистических цепочек и находящихся в карантине потребителей.

Пока еще не существует никаких учебников о том, как иметь дело с угрозой для экономики, которую представляет собой коронавирус, что уже приостановил работу многих заводов и негативно отразился на работе многих компаний по всему миру…

То, насколько эффективной будет фискальная политика регуляторов, зависит от того, как отреагирует на эти события экономика.

Экономисты считают, что лучшее, что могут сделать сейчас регуляторы и политики, это сдержать распространение инфекции при помощи эффективных мер медицинского характера. Но если это не получится, необходимо сосредоточиться на адресной помощи наиболее нуждающимся секторам экономики, помогая пострадавшему бизнесу дешевыми кредитами или другими видами финансирования, либо направляя средства тем группам населения или в те регионы, которые больше всего страдают от вируса.


The Guardian (Лондон, Великобритания)

Массовый сброс акций, сравнимый разве что с обвалом финансового рынка в 2008 году, спровоцировал лихорадочную гонку за теми активами, которые во времена кризисов считаются надежными, включая государственные облигации и золото. Доходность американских казначейских облигаций, которые считаются самыми надежными из надежных, упала до рекордно низкого уровня. Масштабы паники и потенциально обширный глобальный экономический ущерб вызвали реакцию глав центробанков, начиная с главы Банка Англии Марка Карни и председателя Федеральной резервной системы США Джерома Пауэлла, который предпринял необычный шаг, опубликовав заявление, призванное успокоить американцев. Аналитики, пытаясь оценить в своих экономических прогнозах последствия происходящего, не могут разъяснить, как все это затронет отдельные экономики или где рынки могут успокоиться.

Их мнения расходятся по нескольким направлениям. Что будет, если Китай и Япония вынуждены будут закрыть заводы (в случае с Китаем — уже второй раз), что приведет к дефициту для остального мира важнейших промышленных комплектующих и оборудования? В Японии уже закрыты школы и, возможно, придется закрыть бизнес-парки и заводы для предотвращения распространения вируса.

Без комплектующих, которые Япония и Китай производят крупными партиями, на мели останутся германские заводы, да и заводы других европейских стран, которые и так уже едва перебиваются на фоне 18 месяцев торговой войны между США и Китаем. Аналитики обеспокоены тем, что нарушение поставок очень серьезно ударит по производству. Но еще хуже может быть сфере обслуживания, если выявленные в США и в Европе новые случаи заболевания с неизвестным источником заражения напугают потребителей. Ведь если потребители, опасаясь подхватить вирус, перестанут ходить в крупные торговые центры, экономика может впасть в рецессию.

Вся лента