«Сегодня у нас тоже есть надежда»
Создатели фильмов о Владиславе Листьеве уверены, что его убийство еще можно раскрыть
Журналисты Ксения Собчак, Алексей Пивоваров и Родион Чепель призвали председателя Следственного комитета России (СКР) Александра Бастрыкина и генерального прокурора Игоря Краснова возобновить расследование уголовного дела об убийстве 1 марта 1995 года их коллеги Владислава Листьева. Независимо друг от друга трое журналистов выпустили документальные фильмы о громком преступлении, которое произошло 25 лет назад и до сих пор не раскрыто. По данным авторов журналистских расследований, в апреле 2009 года следствие по уголовному делу было приостановлено, несмотря на то, что у следствия «достаточно материалов для продолжения работы и передачи дела в суд». Вдова журналиста Альбина Назимова заявила “Ъ”, что убийство «никогда не будет раскрыто».
К 25-летию убийства генерального директора ОРТ Владислава Листьева журналист проекта «Амурские волны» Родион Чепель снял фильм «Новый взгляд», Ксения Собчак — ленту «Как Влад Листьев создавал новое телевидение, которое его и убило» в рамках проекта «Осторожно, Собчак!», а Алексей Пивоваров (YouTube-канал «Редакция») — фильм «25 лет спустя: кто убил главную звезду нового русского ТВ?». Все они выложены на YouTube, а фильм господина Чепеля показывали 1 марта в кинотеатре «Октябрь». В тот же день все три автора записали совместное видеообращение в Генпрокуратуру и Следственный комитет.
«Если мы не пришли к одним и тем же выводам, то поняли, что у нас одни и те же вопросы,— пояснили журналисты.— Мы требуем, чтобы господин Бастрыкин и господин Краснов придали этому делу особый статус. И считаем, что возможно найти убийцу и раскрыть это дело».
1 марта 1995 года Влад Листьев в последний раз вышел в прямой эфир программы «Час пик», поздравил зрителей с приходом весны и сказал, что с весной у всех связано много надежд, а сама надежда «умирает последней». В тот же вечер он был застрелен в подъезде собственного дома. На следующий день президент Борис Ельцин публично пообещал, что убийцы понесут наказание.
На момент убийства Владислав Листьев занимал пост гендиректора телеканала ОРТ. В 1995 году он ввел трехмесячный мораторий на рекламу на канале. Из-за этого решения некоторые российские бизнесмены могли понести многомиллионные убытки. В частности, следствие рассматривало версию о причастности к убийству гендиректора рекламного агентства «Премьер СВ» Сергея Лисовского (сейчас — член Совета федерации и член генерального совета партии «Единая Россия»). Сам господин Лисовский отрицает свою причастность к преступлению. Также в числе подозреваемых называли бизнесмена Бориса Березовского.
В апреле 2009 года следствие по уголовному делу было приостановлено. Однако в 2017 году тогдашний официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщал, что расследование будет продолжаться до тех пор, пока дело не будет раскрыто. Спустя 25 лет после убийства Ксения Собчак, Алексей Пивоваров и Родион Чепель утверждают: «Сегодня у нас тоже есть надежда». «Готовя наши материалы к 25-й годовщине гибели самого известного журналиста России 1990-х, мы имели возможность познакомиться с большим количеством фактов, которые позволяют утверждать: виновники убийства могут быть привлечены к ответственности,— заявили журналисты.— Глава следственной группы, расследовавшей убийство, а также бывший руководитель Генеральной прокуратуры, давшие нам развернутые интервью, неоднократно заявляли, что у следствия есть вся необходимая информация об исполнителях и заказчиках преступления. Это подтверждается комплексом свидетельств и фактов, с которыми нам удалось ознакомиться».
Родион Чепель рассказал “Ъ”, что срок давности расследования убийства исчисляется 15 годами, однако сослался на заявления СКР, согласно которым на убийство Влада Листьева, как общественно важное, это правило не распространилось.
В своей ленте он попросил собеседников бросить в ящик записки с именами предполагаемых заказчиков преступления. В конце господин Чепель вскрыл коробку и зачитал их без упоминания имен «проголосовавших». В итоге две записки остались пустыми, а в остальных фигурировали имена журналиста Александра Любимова, члена Совета федерации Сергея Лисовского (учредитель рекламного агентства «Премьер СВ»), бизнесмена Бориса Березовского, а также значились анонимный «обманутый муж» и «криминал, стоящий за одним из рекламных агентств». Сам господин Чепель рассказал “Ъ”, что, по сложившемуся у него «ощущению», господин Лисовский «находился очень близко к тем людям, которые принимали решение непосредственно об убийстве».
Напомним, 4 апреля 2013 года на сайте «Сноба» было опубликовано интервью гендиректора «Первого канала» Константина Эрнста от 2008 года; журналист Евгений Левкович попросил господина Эрнста ответить, кого он считает заказчиком убийства. Тот якобы попросил выключить диктофон и назвал имя Сергея Лисовского. Господин Левкович счел нужным опубликовать этот эпизод, несмотря на запрет Константина Эрнста; тот, в свою очередь, отвергает его подлинность.
«У меня надежды и не было никогда»
Альбина Назимова, вдова Владислава Листьева, ответила на несколько вопросов корреспондента “Ъ” Марии Литвиновой.
— Вы согласны с авторами трех фильмов о Владиславе Листьеве, которые утверждают, что у следствия достаточно материалов, чтобы назвать имя подозреваемого и передать дело в суд?
— Я видела только фильмы Пивоварова и Собчак. И я категорически не согласна с тем, что у следствия достаточно фактов для того, чтобы передать дело в суд и назвать имя подозреваемого. Я не согласна, потому что это де-факто не так.
— Можете пояснить?
— Представьте себе на секунду: вы амбициозный следователь, который получил это резонансное дело и имеет возможность довести его до конца. И?
— И мне звонит человек и просит не доводить.
— Ради кого?
— Домыслов можно много строить.
— Вот о чем и речь. Понимаете, все живут свою жизнь так, как они это умеют. Настолько, насколько у них есть понимание о том, кто они, что они и чем занимаются. Неужели следователи вам честно признаются: «Мы профнепригодны»? Нет, они вам скажут: «Есть третьи лица, которые нам помешали. А так-то мы вот, мы наступаем, мы готовы».
Неужели вы думаете, что у Влада не было достаточного количества любящих людей, которые не превратились бы в бомбистов, если бы знали и были бы в чем-то уверены, и не захотели бы отомстить?
Конечно, нет. Но это не так просто.
А что касается этих двух фильмов — Ксения сделала то, что не сделал никто за 25 лет. Ксения показала человека, который сказал: это я придумал и ввел мораторий на рекламу, я лично! И он сказал абсолютную правду, так оно и было. Этот человек сидел в кадре, его зовут Кирилл Игнатьев (бизнесмен, медиаменеджер, экс-депутат Госдумы. В интервью Ксении Собчак он рассказывает, что именно он придумал ввести мораторий на рекламу, а Владислав Листьев просто озвучил эту идею.— “Ъ”), Чепелю я тоже сказала, что есть такой человек, который был, знал, участвовал, делал. Чепель этого человека не нашел, а Ксения нашла. Вот и все. Есть профессиональная работа, журналистская. И Ксения сделала ее более качественно (госпожа Назимова ошибается — в фильме Родиона Чепеля также есть интервью с Кириллом Игнатьевым, где он говорит о своей роли в установлении рекламного моратория.— “Ъ”).
— Какие впечатления оставил фильм Алексея Пивоварова?
— Никаких, потому что там много фактических ошибок ввиду отсутствия редактуры. Они лежат не в зоне рассказов третьих людей, а в прямой речи Пивоварова как журналиста. Если бы у него была нормальная редактура, она бы его поправила.
— Убийство будет когда-нибудь раскрыто?
— Нет, никогда.
— Вы потеряли надежду?
— У меня надежды и не было никогда. Почему? Потому что живу давно. Я никогда на это не рассчитывала.
— Что вы делаете каждое 1 марта?
— Провожу его с нашими общими (с Владиславом Листьевым.— “Ъ”) друзьями.