Эпидемия отчаяния
Почему в США растет статистика тяжелого алкоголизма, наркомании и самоубийств
В американской «смысловой повестке» возник новый сюжет, который на фоне нынешнего избирательного марафона выглядит особенно пикантно.
Почему снижается продолжительность жизни в США? Ответ двух исследователей — потому что страну «охватила эпидемия отчаяния», которая привела к невиданному росту трех способов самоуничтожения, а именно тяжелого алкоголизма, наркомании и самоубийств.
Один из двух авторов статьи в журнале Foreign Affairs, о которой речь,— нобелевский лауреат 2015 года Ангус Дитон. Получил свою награду «за анализ потребления, бедности и благосостояния» и, более всего, добавим, за исследования психологии человека и ее влияния на экономику. Эту работу он, как видим, и продолжает.
Для начала цифры: речь о 158 тысячах «смертей от отчаяния» в год, что равно трем «Боингам» 737 с полной пассажирской загрузкой, падающим с неба ежедневно на протяжении года. Именно эта смертность — а не какие-нибудь там болезни — и привела к тому, что три года подряд, с 2015 по 2017 год, в США снижалась средняя продолжительность жизни. И это после того как она росла три четверти прошлого века, вплоть до конца 1990-х, когда кривые вдруг начали странно себя вести.
Кстати, если кого-то интересуют такие же графики по части продолжительности жизни в России, то они ведут себя более бурно: мы видим почти вертикальный спад этой самой продолжительности, начиная с 1989 года, потом резкий подъем и возвращение к исходной точке около 2013 года, а дальше — цифры пошли вверх. К нынешнему национальному рекорду — 73,6 года. В США — 78,6, но там кривая, как уже сказано, падает.
Ангус Дитон отмечает, что вообще-то «смерти от отчаяния» идут на подъем также в Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, то есть в англосаксонском мире. Но нигде не происходит такого, как в США.
Статья, о которой идет речь,— событие по двум причинам. И потому что Дитон и его соавторша Энн Кейз из Принстонского университета догадались объединить в одну категорию три способа, которыми человек уничтожает себя. То есть создали само понятие «смерть от отчаяния». И еще потому что они выявили: статистику всех этих «смертей от отчаяния» определяет происходящее только в одной социальной группе.
Дословно, резкий рост вышеозначенных видов самоубийства происходит «почти исключительно среди американцев без четырехлетнего обучения в колледже».
То есть вымирает от собственных рук, говорят авторы, американский (и англосаксонский) рабочий класс и близкие к нему социальные группы. Которые все эти десятилетия сталкиваются прежде всего с относительным (в сравнении с богатыми), но и с абсолютным снижением доходов, уничтожением рабочих мест и развалом целых городов типа Детройта.
Американцы давно подбираются к этой теме — приходилось читать об «эпидемии пессимизма» в обществе, о том, что люди перестали верить в Бога, создавать прочные семьи, их связи с другими людьми начали распадаться. Общество фрагментируется, реальные человеческие связи заменяются фантомами соцсетей. По сути, «эпидемия отчаяния» — о том же.
Что интересно, вымирают те, которых в последнее время называют «избирателями Дональда Трампа». Но про этого человека в статье ни слова, и для этого есть причины: авторы — явные демократы, Трампа не любят. Кстати, их статистика, повторим, обрывается на 2017 годе, когда трампистская революция только начиналась. Было бы полезно посмотреть, как последняя влияет на смертность. А вдруг таковая слегка сократилась, поскольку пришел Трамп и появилась надежда? Но это, наверное, уже задача для других нобелиатов.
Еще интереснее предложения авторов по вопросу «что делать?». Они говорят, что похожие процессы происходят во всем западном мире и, как уже сказано, особенно у англосаксов, но там есть смягчающая ситуацию подушка социальных гарантий и, главное, там другая медицина.
США тратят на медицину больше всех из развитых стран (на душу населения они по этой части вторые после Швейцарии), то есть 18 процентов ВВП. Но система работает не на пациента, а на медицинское лобби, у которого по пять лоббистов на каждого члена Конгресса. И дело не только в том, что за эти деньги люди не получают соответствующих услуг. Медицинское лобби непосредственно причастно к ключевой компоненте «эпидемии отчаяния» — к навязыванию людям опиоидов, например. Это известная история, связанная и с наркоманией, и с назойливыми попытками того самого лобби легализовать марихуану, и с многим другим.
И вот вывод авторов: хотите увеличить продолжительность жизни людей — обуздайте свое медицинское лобби. Хотя для находящихся «в теме» ничего неожиданного тут нет.
Однако здесь у нас явно случай, когда нелюбовь к Трампу и сочувствие к «своим» — собратьям по образованному классу — затмевает авторам разум и не дает им оценить великолепие их же выводов. Давайте посмотрим повнимательнее на картину, которую нам рисуют. Какая интересная история: одна половина страны (по статье — это 42 процента взрослого населения) в отчаянии уничтожает себя, а у другой половины — которая с дипломом — все отлично. Что это значит?
А здесь надо просто представить, как себя ощущают те самые люди из 42 процентов, которые в «зоне риска». Мало того что они лишаются работы. Они еще ежечасно подвергаются идеологической бомбардировке со стороны той самой образованщины, которая самоубийствами не увлекается и была вполне счастлива, пока не появился Трамп (то есть пока те самые 42 процента не начали бунтовать).
Да ведь тут у нас моральная катастрофа не столько менее образованного, сколько как раз образованного слоя общества. Это ведь именно среди тех, которые с дипломом, возникают все новые, дико агрессивные идеи насчет того, как жить. Как жить не только самим — а вообще всем. Да еще всем в мире.
Страх и ненависть — вот ключевые орудия идеологии, вырабатываемой образованным сословием. «Планета гибнет» — и нужна принципиально новая «зеленая экономика», без всяких там рабочих. Быть белым мужчиной стыдно и позорно, потому что он насильник и наследник рабовладельцев. При этом становится в законодательном порядке обязательным «здоровый образ жизни» (включая, видимо, бороду и татуировки), поскольку медицинскому лобби надо ведь и дальше зарабатывать. А что касается семьи и вообще отношений мужчины и женщины, то рецепт прост: пола больше не существует, а к женщинам близко лучше не подходить. Родина, нация, ее история и культура? Да вы что, всего этого можно лишь стыдиться. В общем, все как в России, когда у нас пошла вниз продолжительность жизни…
И ведь это не просто моральное давление с целью смены ценностей и стиля жизни — вся эта идеология постепенно закреплялась в американских законах и судебной практике. Как раз с тех самых 90-х, когда началась странная волна самоубийств…