Музеям нужна молодежь
Стиль Искусство
А молодежи — музеи. Как их соединить?
Еще недавно интеллигентному, образованному родителю трудно было себе представить, что конкуренцию всемирно известным музеям составят различные девайсы: стоит только нажать кнопку — и весь мир перед тобой.
Поколение Z, первое сформировавшееся под влиянием соцсетей и гаджетов, традиционные экспозиции не вдохновляют — об этом говорят различные исследования, констатирующие спад интереса школьников и студентов к академическим музеям. И поэтому сегодня, чтобы составить конкуренцию инфотейнменту, музеям приходится искать новые маркетинговые приемы и придумывать инновационные программы для привлечения молодой аудитории. Международный проект «Музей 15/24» создан как раз для этого.
«Динамично развивающийся международный проект "Музей 15/24" является частью нидерландской образовательной программы Creative Twining. Идея этого проекта абсолютно новая, и вот уже второй год Эрмитаж работает над различными его направлениями. За это время разработаны новые методы привлечения в жизнь музея — и не только нашего — молодежи возраста 15–24 лет»,— говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
В масштабной комплексной программе принимают участие фонд «Эрмитаж Амстердам», петербургский фонд «Эрмитаж XXI век», «Аутсайдер Арт Музей» (Нидерланды) — с голландской стороны в программу включились десять музеев.
Надо сказать, что нидерландские музеи активно работают с детьми и молодежью, причем нередко используют весьма любопытные и непривычные в наших реалиях практики. Например, в залах музея Маурицхейс (Mauritshuis) в Гааге знакомство подростков с живописью проходит под современную музыку, а в музее Стеделейк (Stedelijk Museum) уже 12 лет работает проект Blikopeners. Бликопенеры — ими стали уже больше сотни человек за все время работы проекта — это юные жители Амстердама из разных социальных слоев, которые по-настоящему увлеклись искусством и стремятся пробудить энтузиазм в своих сверстниках. После определенной подготовки в музее они водят экскурсии для молодых посетителей — это больше похоже на свободные дискуссии, не ограниченные никакими рамками; они активны в социальных сетях, снимают сюжеты о культуре по всему миру. Бликопенеры смотрят на искусство с новой точки зрения и делятся своими идеями о программах и выставках, организуют в музее туры, семинары и мероприятия. А в школьном центре «Эрмитаж Амстердам» дети из младших классов занимаются рукотворным творчеством: например, в дни выставки Juwelen!, посвященной драгоценностям русского двора, они делали свои фантастические «сокровища» из папье-маше, фольги, текстиля…
Кроме привлечения посетителей нового поколения, проект «Музей 15/24» призван решить ряд просветительских и научных задач — всего в нем семь основных блоков, рассчитанных не только на потенциальную аудиторию. «Методическую программу по работе с молодыми людьми для специалистов разрабатывает Молодежный центр Эрмитажа,— рассказывает Михаил Пиотровский.— В Амстердаме готовится к публикации электронная онлайн-платформа, которая объединит различные образовательные программы. Помимо этого, у нас существует Международный молодежный консультативный совет, в который входит российская и голландская молодежь».
Фонд «Эрмитаж XXI век» готовит информационные материалы для специалистов — они будут переданы в библиотеки вузов и музеев в России и за рубежом для популяризации результатов проекта.
Спроси его как
Ответ на вопрос, как привлечь молодежь в музей, проще всего искать у самой потенциальной аудитории. К ней и обратились. У Эрмитажа есть Международный консультативный совет, куда входят представители крупнейших учреждений культуры и искусства всего мира. В рамках проекта «15/24» создан Международный молодежный консультативный совет. В него входят 11 человек из Нидерландов и 10 из России — молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. Они оценивают те методики и те практики, которые предлагаются как инновационные, и предлагают свои решения.
«Одним из самых основных направлений в проекте "15/24" является работа Молодежного консультативного совета,— говорит Кателейн Брурс, директор выставочного центра «Эрмитаж Амстердам».— Они — наши советники, мы, взрослые руководители проекта, выступаем в нем не только учителями, но и учениками, потому что у ребят присутствует свой, свежий, открытый взгляд на искусство и на то, как искусство может быть представлено в традиционном музее в современных реалиях. Эта совместная работа уникальна и очень полезна для нас — опытных музейщиков, потому что из нее мы можем почерпнуть новые знания — насколько музей привлекателен для молодой аудитории? Как смотрят искусство подростки и молодежь? В этом, с моей точки зрения, и есть суть проекта "15/24"».
«И в России, и в Голландии участники проекта отбирали молодых людей,— говорит председатель правления фонда «Эрмитаж XXI век» Зорина Мыскова.— Среди них школьники и студенты разных специализаций, разных социальных групп, разных увлечений. Некоторые ребята уже имеют образовательный опыт в Эрмитаже или в проекте "Эрмитаж Амстердам". Есть такие, которые могут быть полезны проекту своими особыми знаниями и интересами — студенты-психологи, философы, социологи».
Эти молодые люди оценивают в первую очередь новые проектные методики и практики Государственного Эрмитажа. Их приглашают, например, на открытия выставок современного искусства, а после знакомства с экспозицией они предлагают, как ее представить молодежной аудитории.
«Этот орган постепенно набирает силы и формирует общественное мнение в среде сверстников,— говорит Михаил Пиотровский.— Например, ребята при поддержке наших научных сотрудников разрабатывают темы для печатных изданий, которые им же и будет интересно читать».
Разделять или соединять
В рамках проекта «Музей 15/24» фонд «Эрмитаж XXI век» совместно с Высшей школой экономики решил провести социологическое исследование, которое покажет его эффективность.
«Вообще, этот проект — для создания новых музейных практик,— признается Зорина Мыскова.— Задача еще и в том, чтобы быть в курсе современных тенденций молодежных коммуникаций: могут ли ребята разных возрастных и социальных групп, разного образовательного уровня взаимодействовать между собой в одной команде. До сих пор большинство музейных программ было условно разделено по возрасту: школьники разделены по классам, студенты — по курсам. Мы хотим узнать, может ли молодежь эффективно коммуницировать вне зависимости от социального положения, образования и возраста, решать совместные задачи, и на примере музея как самой комфортной и социально безопасной среды показать, как это в принципе работает».
Что будет
С начала проекта до его окончания в ноябре 2020 года запланировано более 200 мероприятий (лекции, семинары, выставки).
Партнером естественнонаучного блока проекта «Музей 15/24» стали Санкт-Петербургский государственный университет (на базе коллекций университета), партнером выставочной программы — ГУМ RedLine и Московская международная биеннале современного искусства, а также фонд культурных инициатив «Спарта» с выставочным проектом «Мера Хаоса», который только что открылся в Санкт-Петербурге, и дальше будет показан в Новосибирске и других российских городах. В январе 2020 года проект обсудили на конференции VIII Московской международной биеннале современного искусства.
Кроме того, специалисты Государственного Эрмитажа по современному искусству разработают специальные программы («Музей без гаджетов», «Трогать», «Старое и современное»), а в Молодежном центре с ноября 2019 года проводятся лекции, семинары и дискуссии о новых и традиционных музейных практиках.
Читать интересно
В сотрудничестве с художниками, кураторами, музейными критиками и другими специалистами на базе Государственного Эрмитажа создается открытая библиотека для свободного посещения молодыми людьми. В нее войдут книги о современном искусстве, как сказал Михаил Пиотровский, «особенно интересные молодым читателям»: издания различной тематики (от скетчбуков до исторических монографий), в том числе созданные ведущими авторами и иллюстраторами специально для проекта.
«Кураторы закупают две тысячи книг по современному искусству на английском и русском языках, создается специальная площадка для этой библиотеки в Главном Штабе,— рассказывает Зорина Мыскова.— Будут разные форматы для чтения, цифровые в том числе. Коллекция инсталляций, например, видеоматериалы по современному искусству. Кроме того, будет издано несколько книг для молодых людей. Это будут книги инновационного формата: скетчбуки, комиксы. Мы пытались проанализировать, какие жанры предпочитают наша молодежь. Выяснили, что нет никакого определяющего жанра — огромное разнообразие».
Особые потребности
Особое внимание в проекте уделено новым практикам музейной работы с молодыми людьми с ограниченными возможностями (в музее их называют людьми «с особыми потребностями»). Для Эрмитажа это не первый опыт: музей реализует проект «На кончиках пальцев» (для слепых и слабовидящих детей), сотрудничает с центром «Антон тут рядом» (помощь молодым людям с аутизмом), проводит экскурсии для глухих и незрячих людей.
Специально для блока «Социальная инклюзия» проекта «Музей 15/24» нидерландские специалисты выставочного центра «Эрмитаж Амстердам» и «Аутсайдер Арт Музея» разработали программу визуального стратегического мышления и обсуждают с российскими музейными специалистами, арт-терапевтами и работниками социальных учреждений общие методики работы с молодыми людьми с ментальными нарушениями.
Курсы лекций уже прослушали сотрудники Регионального центра аутизма, Ассоциации родителей детей-инвалидов ГАООРДИ, НКО «Родительский мост», Центров социальной реабилитации Петроградского и Адмиралтейского районов.
«Для нас очень важно, чтобы музей был открытым для всех желающих приобщиться к мировой художественной культуре, и молодежная аудитория представляет особый интерес,— резюмирует Михаил Пиотровский.— Те инновационные программы, которые сейчас создаются в Эрмитаже, являются важной платформой для выстраивания диалога между музеем и молодежью, а такой новый модный проект, как "Музей 15/24", в первую очередь должен стать необходимым и самим молодым людям».