Аптекам урежут бонусы
В Госдуму внесен законопроект о регулировании аптечных сетей
Группа депутатов Госдумы, включая руководителя фракции «Единая Россия» Сергея Неверова и его первого заместителя Андрея Исаева, закончили работу над законопроектом, регулирующим деятельность аптечных сетей, которая велась весь прошлый год. Итоговая версия документа ограничивает максимально допустимую долю организаций в пределах одного насаленного пункта до 20%, а маркетинговые бонусы от производителей — до 5%.
Законопроект о регулировании деятельности аптечных сетей был внесен в Госдуму поздно вечером в понедельник. Согласно документу, аптечным сетям запрещается приобретать и арендовать дополнительную торговую площадь, если их доля в рамках одного населенного пункта превышает 20% объема всех реализованных препаратов.
Работу над законопроектом осуществляла созданная в прошлом году межфракционная рабочая группа Госдумы. Изначально она предполагала ввести ограничения по максимально допустимой доле на рынке одной аптечной сети до 35% в субъекте РФ и до 15% в стране. При этом в случае нарушения этого ограничения предполагалось запрещать организации вести свою деятельность.
По словам источника “Ъ” на рынке фармацевтической розницы, законопроект может коснуться в первую очередь не федеральных игроков, а локальных сетей.
Так, в некоторых малых населенных пунктах может быть только одна небольшая сеть, доля которой при этом приближается к 100%.
Кроме этого, законопроект вводит ограничения по максимально допустимому объему маркетинговых выплат сети от производителя до 5%. Этот пункт является наиболее критичным для игроков рынка. По словам управляющего партнера «Проектирования систем управления» Павла Лисовского, большинство сетей работают с низкой рентабельностью и бонусы идут в том числе на выплату налогов и зарплаты сотрудникам. Если их размер ограничить, то в перспективе ближайших трех лет цены на лекарства в среднем по рынку вырастут на 5%, прогнозирует он. В то же время, как ранее пояснял заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков, аптечные сети часто вынуждают производителей заключать маркетинговые договоры, иначе они могут отказать в реализации товара.
Сети также предполагается обязать информировать покупателей о наличии более дешевых препаратов в рамках одного международного непатентованного наименования. Ранее производители лекарств обвиняли фармацевтическую розницу в навязывании потребителям тех препаратов, на которые заключены маркетинговые бонусы.
Фармрынок по итогам прошлого года прирастал госзакупками
По итогам прошлого года государственные медучреждения потратили на закупки препаратов как для госпитального, так и для амбулаторного сегментов на треть больше средств, что позволило госсегменту занять до 41% объема всего фармрынка РФ в денежном выражении. Число приобретенных государством упаковок лекарств при этом увеличилось на 10% — это произошло главным образом благодаря расширению программ лечения редких и онкологических заболеваний. Данные аналитиков также подтверждают исполнение распоряжений правительства по росту расходов на лекарства для льготников — как на федеральном, так и на региональном уровне.