«Плакаты впечатляют авторами»

Дмитрий Буткевич — о выставке «Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века»

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, чем интересна экспозиция, открывшаяся в Ивановском зале Российской государственной библиотеки.

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

В Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась выставка «Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века». Более 200 бумажных плакатов, буклетов, спичечных этикеток и прочих рекламных продуктов рубежа прошедших веков. Большинство плакатных произведений не подписано, а это зачастую настоящие произведения искусства; просто в те времена этот жанр считался «низким», им занимались исключительно ради денег — Малевич, например. Заместитель гендиректора РГБ, руководитель проекта Наталья Самойленко рассказывала мне, как Казимир Северинович, только приехав в Москву, был на мели и подрабатывал в парфюмерной фирме «Брокар и Ко».

Он создал для них флакон одеколона в виде фигуры белого медведя. (Впервые флакон показали на недавней выставке в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ). Тогда же главный наш «малевичевед» Александра Шатских отыскала газету с ч/б изображением рекламки одеколона. И вот в недрах РГБ, при подготовке материала к оцифровке, о чудо! Нашли цветную афишу «Одеколон “Северный” освежающий». И подпись, кстати, — буквы «К» и «М». Самойленко говорила о неожиданных коннотациях между рекламными изделиями рубежных исторических периодов: «Эта выставка рассказывает о начале искусства плаката в России. Это время, когда появляется массовое производство товаров, многие развлечения, дожившие до наших дней, например, кинематограф. Люди стали понимать, что все это требует продвижения, как мы сейчас выражаемся. Эта выставка дает возможность оживить наш личный опыт восприятия рекламы, и, как бы забавно это ни звучало, реклама 1990-х начала 2000-х очень похожа по каким-то приемам на рекламу начала XX века».

Большинство плакатов анонимны, однако те, что подписаны, впечатляют авторами — Врубель и Серов, Билибин и Бакст, Кустодиев и Пастернак. Ну, и Малевич с Кандинским. Моими фаворитами стали выполненные в стиле русских сказок объявления «Вечер студентов Кавказских горцев» и «Концерт-бал электриков в пользу их недостаточных товарищей». А еще реклама «Воды», где клоунесса стоит в платье из стеклянных бутылок с розовой жидкостью. Да и призыв «Курите папиросы Л.Н. Толстой». Десять штук — 6 коп.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...