Автовладельцев избавляют от ходьбы
Электронное обжалование штрафов сэкономит им силы, а регионам — расходы
Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий гражданам обжаловать через госуслуги «водительские» штрафы, вынесенные ГИБДД, судами или другими органами власти на основании данных с дорожных камер. Для выяснения отношений с организацией, наложившей санкции, не придется даже выходить из дома: ответ на жалобу придет также через портал. Парламентская оппозиция законопроект поддержала, но предположила, что работать он не будет, так как значительная часть камер в регионах эксплуатируется частными компаниями, заинтересованными в получении доли от штрафных начислений.
Поправки к КоАП, принятые 3 марта в первом чтении, внесены в Госдуму депутатом Рафаэлем Марданшиным («Единая Россия») в октябре 2019 года. Законопроект вводит процедуру обжалования штрафов за нарушение ПДД, вынесенных на основании данных с камер, прямо на портале госуслуг. Жалобу можно будет направить в ГИБДД, суд или в другой орган, приложив необходимые фотографии и видеоматериалы, например съемку видеорегистратора. Ответ на жалобу придет также через портал.
Сегодня для обжалования штрафов ГИБДД нужно побывать в отделении или выслать заявление почтой. В Москве для отмены штрафа за парковку, впрочем, достаточно направить «Администратору московского парковочного пространства» фотографию заявления через сайт. «Гражданам приходится отправлять заявления почтой, ходить в ГИБДД, суд, обивать пороги, тратить на это время. Это неправильно»,— заявил Рафаэль Марданшин. Понадобится принять также постановление правительства, уточняющее, что получение штрафа на портале госуслуг является «юридически значимым действием», после которого стартует отсчет десятидневного срока на обжалование.
В ГИБДД России, по данным “Ъ”, очень рассчитывают на эту норму: если большая часть автовладельцев перейдет на электронные «письма счастья», регионы сократят почтовые расходы.
В бюджете Москвы, к примеру, на 2020 год заложено 3 млрд руб. на рассылку штрафных писем всех категорий. Общая же сумма затрат регионов на эти цели равна примерно 6 млрд руб. в год (каждое письмо стоит 50 руб., в 2019 году с помощью камер вынесено 120 млн штрафов). Возможность отказаться от писем уже есть: специальный сервис «Почты России» позволяет получать юридически значимые документы через мобильное приложение. Потребуется время на «синхронизацию баз данных», пояснил господин Марданшин. В Минкомсвязи ранее заявляли, что с начала года тестируют взаимодействие систем ГИБДД и портала госуслуг. Поправки вступят в силу поэтапно: через десять дней после публикации закона граждане смогут обжаловать через портал штрафы в ГИБДД и в судах первой инстанции (такую поправку собирается внести Рафаэль Марданшин), затем — ранее вынесенные решения в остальных судах, а также региональные штрафы, например постановления за парковку на газоне.
В 2019 году органы ГИБДД назначили автовладельцам и водителям более 142 млн штрафов (из них 120 млн — с помощью камер) на сумму более 106 млрд руб., около 500 тыс. было обжаловано. Более 235 тыс. административных дел отменено инспекторами, более 16,6 тыс.— судами.
Представители думской оппозиции, поддержав законопроект, во вторник много говорили о проблеме «частных камер». Речь идет о региональных концессиях: частая компания получает отчисления от штрафов в качестве вознаграждения за установку и эксплуатацию камер. Депутат от «Справедливой России» Олег Шеин привел в пример случай в Астраханской области в 2019 году, когда частный комплекс зафиксировал скорость в 184 км/ч у «Газели», перевозившей хлеб. «Получается, компании ставят людей перед необходимостью оправдываться, объясняться»,— заявил господин Шеин. В рамках договора концессии в Астраханской области компания «Ростелеком», отметил депутат, получает 94% поступлений от штрафов. «Мы единственная страна, где штрафы платят в частную контору,— поддержал критику коммунист Николай Коломейцев.— Пока это работает на частный карман, электронное обжалование работать не будет». Участвующие в концепциях компании, как правило, возглавляют «бывшие сотрудники ДПС, как минимум подполковники, а может, и генералы», заявил депутат, предложив ко второму чтению закрепить правило об обязательном направлении всех штрафов в муниципальный бюджет. Депутат от «Справедливой России» Дмитрий Ионин, в свою очередь, рассказал про недавний случай с трактористом Николаем Соколовым в Екатеринбурге. Тот в знак протеста кучей снега блокировал машину с камерой-треногой (была припаркована у трассы, ведя контроль за движением). «Психанул мужик, его нашли, заставили извиняться,— рассказал депутат.— Но сегодня он сгреб снег, завтра операторов бить будут и камеры ломать, начнется беспредел. Народ к этому идет потихоньку, ситуация накаляется. Необходимо уйти от частников в этой сфере». В феврале 2019 года, напомним, экс-вице-премьер Максим Акимов обещал ужесточить правила применения концессий для развития систем фиксации нарушений, но никаких мер и решений в итоге принято не было.
По платным дорогам запретят ездить без оплаты
Комитет Госдумы по транспорту и строительству во вторник рекомендовал принять в первом чтении законопроект, запрещающий двигаться по платным дорогам без оплаты. Изменения предложены правительством в федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ». Госдума рассмотрит поправки в марте.
Законопроект связан с другим правительственным законопроектом, также внесенным в Госдуму (еще не рассматривался). Поправки к КоАП предполагают штраф в 2,5 тыс. руб. для водителей легковых авто и 5,5 тыс. руб. для водителей грузовиков и автобусов за проезд по платным трассам без оплаты. Законопроект необходим для запуска в России системы freeflow — безбарьерного и безостановочного проезда по платным магистралям, который планируется внедрить, в частности, на Центральной кольцевой автодороге.
Сегодня де-юре запрета на проезд без оплаты не существует, его пропишут в законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», штраф за нарушение правил — в КоАП. Поправки к кодексу Госдума планирует рассмотреть также в марте, следует из базы данных нижней палаты парламента. Комитет по транспорту их уже одобрил, предложив уточнения. «Неясно, будут ли распространяться положения на дороги регионального, межмуниципального, местного значения, а также на частные автомобильные дороги общего пользования,— говорится в заключении комитета.— Данное обстоятельство может привести впоследствии к правовой неопределенности, в том числе к расширительному и неоднозначному толкованию данной нормы».