Власти Египта все еще не знают погибших над Синаем
Жертвы теракта на борту А321 продолжают считаться неустановленными
Как стало известно “Ъ”, апелляционный суд Каира вынес неоднозначное решение по иску семей россиян, погибших при катастрофе самолета А321 «Когалымавиа» осенью 2015 года. Подтвердив египетскую юрисдикцию для рассмотрения исков о возможных компенсациях, которые могут быть в десятки раз больше, чем в России, суд не стал рассматривать конкретные иски, посчитав, что личности погибших до сих пор не установлены. Одновременно суд отклонил претензии к правительству Египта, по халатности членов которого, как считают заявители, террористами был взорван лайнер. Само крушение представители Египта до сих пор считают лишь аварией, а ее расследование продолжается, хотя в СКР и ФСБ России уже говорят о проверке на причастность к преступлению конкретных террористов.
Фото: МЧС России
Апелляционный суд столицы Египта рассматривал на днях сразу несколько апелляционных жалоб на различные решения нижестоящей инстанции — суда Северного Каира, отклонившего ряд исков по двум ключевым вопросам. Как рассказывал “Ъ”, 30 семей погибших россиян потребовали через суд компенсации по $3 млн за каждого от компании-перевозчика «Когалымавиа» и страховой компании «Ингосстрах». Вторая серия исков была подана к Шерифу Исмаилу, премьер-министру Египта на момент крушения А321, и трем его подчиненным — главам МВД, министерств финансов и авиации, которые, по мнению истцов, в результате «халатности или оплошности» допустили пронос террористами бомбы на борт готовившегося к вылету из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург лайнера «Когалымавиа».
Как считают заявители, чиновники также должны выплатить совместно $3 млн родным каждого погибшего.
Однако суд Египта, хоть и признал «незаконное вмешательство» в полет лайнера неких «третьих лиц», никак не связал прогремевший 31 октября 2015 года через 23 минуты после взлета взрыв и гибель 224 человек с действиями чиновников. Тогда же суд Северного Каира, хоть и подтвердил свою юрисдикцию по рассмотрению исков о компенсациях к российским авиационным и страховым компаниям в соответствии Монреальской и Варшавской конвенциями о правилах воздушных перевозок, все же сами иски рассматривать не стал. Он сослался на то, что якобы не доказан сам факт нахождения погибших на борту самолета, а также родственные и наследственные отношения между истцами и жертвами.
Между тем родные погибших обратились в известную юридическую фирму Girardi Keese, которая работала вместе с юристами из России Михаилом Загайновым и Давидом Кухалашвили, именно в надежде отсудить по международным правилам за гибель близких суммы большие, нежели они могли получить в российских судах. В результате эти решения суда Северного Каира были обжалованы как истцами, которые объединили свои заявления с жалобами на отказ привлечь чиновников к ответу, так и представителями компаний-ответчиков, которые были против суда вне России.
Апелляционная инстанция, офис которой находится в центре Каира, отдала на днях все материалы на рассмотрение коллегии из трех судей. Иск к уже бывшему премьеру и его коллегам снова отклонили. Интересно, что представители правительства, опасаясь, видимо, что иск все же будет принят к рассмотрению, просили, чтобы в таком случае его рассмотрение было отложено. Они пояснили, что расследование генпрокуратурой страны крушения А321, которое египетские власти упорно не признают терактом, а называют лишь аварией, еще не завершено. Между тем по четырем искам близких погибших пассажиров к «Когалымавиа» и «Ингосстраху» апелляционный суд подтвердил юрисдикцию египетского суда для рассмотрения подобного вопроса. При этом суд признал, что в первой инстанции были допущены нарушения, противоречия в решении и нарушено право на защиту.
Правда, сами иски коллегия все же отклонила, опять сославшись на то, что личности погибших пассажиров лайнера до сих пор официально не установлены.
«Мы прекрасно понимаем, что у каждой стороны спора в суде есть право на защиту и это нормально, когда местные юристы ответчиков оспаривали на процессе египетскую юрисдикцию»,— заявил “Ъ” господин Загайнов. Однако, по его словам, сомневаться в родственных отношениях истцов с жертвами трагедии и в самом факте нахождения последних на борту разбившегося лайнера «по крайнее мере, неэтично». «Ведь они (ответчики.— “Ъ”) прекрасно знают, что погибшие на самом деле были на борту самолета и у страховой компании есть полный перечень всех родственников по каждой жертве со всеми подтверждающими документами»,— пояснил Давид Кухалашвили.
Между тем в России все погибшие не только установлены, в том числе и с помощью экспертизы ДНК, но и уже давно похоронены. СКР однозначно назвал происшедшее над Синайским полуостровом терактом, возбудив уголовное дело по соответствующей ст. 205 УК РФ. Осведомленный источник “Ъ” в силовых структурах пояснил, что «в компетентные органы Арабской Республики Египет регулярно направляются запросы о правовой помощи, однако интересующие следствие материалы и сведения в Следственный комитет не поступили».
Собеседник издания связал подобную пассивность египетской стороны именно с нежеланием признавать произошедшее терактом.
Тем не менее, по его словам, следствием совместно с ФСБ и другими силовыми структурами уже проверяются данные о причастности к совершению этого теракта «конкретных лиц». В свою очередь, адвокат Михаил Загайнов пояснил “Ъ”, что в ближайшее время будут поданы кассационные жалобы в Верховный суд Египта на решения о якобы неустановленных личностях погибших и их родственных связей.
Напомним, что большая часть родственников жертв трагедии подавала гражданские иски в Замоскворецкий райсуд Москвы с требованием компенсаций на общую сумму 54 млрд руб., но им было отказано в этом, ограничив их весьма скромными по международным нормам выплатами.
В «Ингосстрахе» не смогли предоставить “Ъ” оперативный комментарий относительно сложившейся ситуации с личностями погибших пассажиров и их родными, пообещав детально в ней разобраться в ближайшие дни. По словам ее представителей, компания произвела все положенные по закону выплаты. При этом было отмечено, что компания поддерживает связь с близкими тех жертв крушения А321, которые подали иски в иностранные суды. С ними страховщики также готовы вести переговоры и пытаться «урегулировать» вопрос.
Фотогалерея
Трагедия на Синае
Самолет Airbus 321 компании «Когалымавиа» вылетел из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург в 5:50:06 по местному времени (6:50:06 мск) рейсом 9268. Менее чем через полчаса лайнер резко снизил высоту. Командир самолета запросил разрешение на экстренную посадку в Каире из-за технических неполадок. А затем лайнер исчез с радаров
Фото: AP
Обломки лайнера обнаружили вблизи египетского города Эль-Ариш. Они были разбросаны на расстоянии в 13 км в форме эллипса. Площадь, на которой находились разные части самолета, составила около 30 кв. км
Фото: Reuters
На борту Airbus 321 находились 224 человека, из них 7 членов экипажа. Никто не выжил. Погибшие были российскими туристами, на борту также находились четверо украинцев и один белорус. Среди жертв катастрофы оказались 24 ребенка, самому младшему из которых было 10 месяцев
Фото: AP
Родственники пассажиров разбившегося самолета Airbus 321 компании «Когалымавиа» в петербургском аэропорту Пулково, куда должен был прибыть рейс
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
1 ноября в России объявили днем траура. В Петербурге траур продлился три дня
На фото: ребенок возлагает цветы в память о погибших в центре Санкт-Петербурга
Фото: Коммерсантъ / Антон Ваганов
Москвичи приносили цветы и свечи к храму Христа Спасителя
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Стихийный мемориал в память о погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом после трагедии появился в аэропорту Пулково
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Крушение стало самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофе
На фото: жители Калининграда возлагают цветы, свечи и детские игрушки в память о жертвах катастрофы на площади Победы
Фото: Коммерсантъ / Подгорчук Александр
В первые дни после трагедии одной из основных версий крушения была версия о технической неисправности судна. Египетские власти неоднократно заявляли, что экипаж Airbus 321 сообщал о нарушениях в работе двигателя
На фото: пресс-конференция с представителями авиакомпании «Когалымавиа»
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
Траурная доска в офисе авиакомпании «Когалымавиа» с фотографиями погибших членов экипажа самолета Airbus A321
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
2 ноября 2015 года тела погибших пассажиров самолета Airbus A321 доставили в Россию
Фото: Reuters
6 ноября состоялись первые похороны жертв трагедии
Фото: Коммерсантъ / Николай Гонтарь
Ответственность за взрыв на борту взяли на себя террористы «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Организатором теракта был назван Абу Усама аль-Масри, главарь группировки «Вилаят Сина» (организация, поддерживающая ИГ в Египте). Позднее террористы опубликовали фотографии бомбы, пронесенной на борт Airbus 321. Взрывное устройство было спрятано в алюминиевой банке, а в самолет его удалось пронести в обход службы безопасности аэропорта Шарм-эш-Шейха
Фото: Dabiq
Агентство Reuters сообщало, что бомбу на борт самолета пронес механик компании EgyptAir, двоюродный брат которого, по данным СМИ, за год до этого примкнул к ИГ в Сирии. Сообщалось также, что механик, два сотрудника полиции и грузчик из багажной зоны после взрыва были задержаны. При этом в предварительном докладе о причинах крушения, опубликованном в конце 2015 года, египетские власти отрицали, что случившееся — террористический акт
Фото: Reuters
После трагедии СКР возбудил два уголовных дела — «Нарушение правил полетов и подготовки к ним» и «Оказание небезопасных услуг». Через неделю глава ФСБ Александр Бортников предложил приостановить полеты российских компаний в Египет, еще через несколько дней он доложил президенту Владимиру Путину, что катастрофа над Синаем — теракт
На фото: пассажиры отмененных рейсов в Шарм-эш-Шейх и Хургаду в аэропорту Пулково
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
6 ноября 2015 года российские компании приостановили полеты в Египет. Туристы, которые еще находились на курортах страны, были вывезены специальными рейсами, причем на борт им было разрешено брать только ручную кладь. Багаж вывозили специальные самолеты МЧС
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
«Убийство наших людей на Синае — в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников. Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем»,— заявил Владимир Путин после трагедии
На фото: российских туристов вывозят из Египта
Фото: Reuters
В итоге авиасообщение между Россией и Египтом было приостановлено почти на три года
На фото: багаж туристов, экстренно вывезенных из Египта
Фото: Коммерсантъ / Василиса Пархом
В ходе расследования удалось выяснить, что взрывное устройство было заложено в хвостовой части самолета, в специальном багажном отсеке для негабаритных грузов. Предположительно, террористы спрятали бомбу между детскими колясками и плетеной мебелью
На фото: родственники погибших во время мемориальных мероприятий в годовщину теракта
Фото: Коммерсантъ / Антон Ваганов
30 октября 2016 года в Санкт-Петербурге заложили мемориал «Сад памяти», 224 дерева в котором символизируют количество погибших в авиакатастрофе
Фото: Ладислав Карпов / ТАСС
В октябре 2017 года 149 родственников жертв катастрофы подали коллективный иск в Замоскворецкий суд Москвы на €1,38 млрд
Фото: Замир Усманов / ТАСС
Регулярное авиасообщение между Москвой и Каиром возобновилось в апреле 2018 года, чартерное сообщение с египептскими курортами восстановлено не было
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
В сентябре 2018 года Замоскворецкий суд частично удовлетворил иск родственником жертв катастрофы, взыскав с «Когалымавиа» 30 млн руб. Ранее Арбитражный суд Москвы признал авиакомпанию банкротом
Фото: Игорь Руссак / РИА Новости