АСВ отбирает охотников за долгами
Возврат долгов экс-собственников банков-банкротов доверят профессионалам
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) решило доверить возврат уже признанных судом долгов экс-собственников банков-банкротов сторонним организациям. На данный момент у АСВ 44 банка, общий объем долгов ответственных лиц которых составляет около 100 млрд руб. Несмотря на внушительную сумму, желающих может оказаться немного, поскольку вознаграждение выплачивается в проценте от средств, полученных за счет взыскания, которое само по себе затруднительно.
Агентство по страхованию вкладов сообщило о начале отбора инвесторов для поиска и обращения взыскания на активы лиц, контролировавших ликвидируемые финансовые организации (ЛФО). Агентство представило и перечень финансовых организаций, и информацию о контролировавших их лицах. В него попали банки, по которым завершена судебная работа по субсидиарной ответственности и вступили в законную силу решения судов. Общая сумма требований к контролировавшим лицам составляет 95,5 млрд руб. Потенциальный инвестор должен быть зарегистрирован на территории РФ и не может быть аффилирован с ЛФО.
Как пояснили “Ъ” в АСВ, перечень банков планируется регулярно обновлять.
«С инвестором, представившим наилучшее предложение, ликвидируемая финансовая организация заключает договор, проект которого предварительно одобряется комитетом кредиторов»,— пояснили в АСВ.
О планах госкорпорации привлекать сторонние организации для возврата активов в конкурсную массу впервые заявил в феврале первый замглавы АСВ Андрей Мельников. По его выражению, был объявлен «сезон свободной охоты». АСВ уже привлекало для этих целей компанию А1 — структуру «Альфа-групп» — для поиска активов бывшего совладельца Внешпромбанка Георгия Беджамова и его сестры Ларисы Маркус.
Эксперты сочли новый подход АСВ к взысканию долгов с собственников банков-банкротов оправданным. «В Европе, Азии и Америке практика инвестиций в судебные процессы (litigation funding, судебное финансирование) существует давно и имеет прозрачное регулирование,— отмечает управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов.— Рынок в РФ находится в зачаточном состоянии, и устоявшегося порядка отбора инвесторов нет». Однако, по его словам, в России такие инвесторы есть, но обычно «это либо частные игроки, либо фонды и компании, для которых litigation funding является лишь одним из направлений бизнеса». Размер ответственности бенефициаров и топ-менеджеров кредитных организаций достигает десятков миллиардов рублей, кроме того, долги по субсидиарной ответственности сохраняются пожизненно, говорит партнер юридической компании «Сотби» Владимир Журавчак.
Стоимость услуг по взысканию складывается из двух составляющих. Обычно берется небольшая фиксированная сумма за сопровождение процесса взыскания, а также процент от фактически полученных денег («гонорар успеха», как правило, 3–10%), говорит партнер юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов. Руководитель направления «банкротство и несостоятельность» фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Олег Пермяков оценивает переменную часть в 5–10%, «если речь идет о валютных активах». По его словам, гонорар может доходить и до 20–30%, если «актив недорогой сам по себе, иначе это будут кабальные условия».
По словам партнера, руководителя банкротного направления Vegas Lex Александра Вязовика, ранее ряд компаний за оказание подобных услуг предлагали исполнителям 5–30% от реально взысканных средств.
Собеседник “Ъ”, близкий к АСВ, отмечает, что в среднем речь может идти о 10–20%.
Однако эксперты сомневаются, что претендентов на участие в отборе будет много. По мнению господина Вязовика, такая работа может быть профинансирована венчурным инвестором либо лицом с надежным «инсайдом». Владимир Журавчак отмечает, что бенефициары, которые «реально обогатились на крахе кредитной организации, как правило, заблаговременно выводят активы в иные юрисдикции, что затрудняет обращение взыскания на них» (см. «Ъ-Онлайн» от 27 февраля).
Банки с максимальной суммой ответственности к контролирующим лицам по завершенным делам
|
По данным АСВ.