Почем деньги просто так
Всемирный банк представил доклад об идее «универсального базового дохода»
Группа экономистов под эгидой группы Всемирного банка выпустила доклад, систематизирующий современное состояние идеи «универсального базового дохода» (УБД). Главные выводы работы: УБД и его аналоги практически реализуемы, как средство усовершенствования «социальной защиты» УБД сложнее и существенно дороже существующих моделей, возможно, идея не имеет большей части приписываемых ей критиками негативных последствий для рынка труда, но проигрывает в эффективности почти всем альтернативам в борьбе с бедностью и не является универсальным способом решения большей части социальных проблем. Практическая реализация УБД при этом выглядит при детальном анализе намного сложнее, чем кажется.
Универсальный базовый доход — одна из самых популярных «больших идей» начала XXI века в мире. Доклад «Универсальный базовый доход: концепция, факты и практика» (.pdf) выпущен командой исследователей, организованной группой Всемирного банка (ВБ) под редакцией четырех экономистов ВБ — Уго Джентилини, Маргарет Грош, Джамеле Риголини и Руслана Емцова. Основной задачей обзора являлась систематизация (в оригинальной «трехмерной» схеме дизайна соцпрограмм, показывающих родственность УБД другим институтам социального государства) данных и работ вокруг этой идеи в разных ее реализациях, анализ пилотных проектов в этой сфере, моделирование в том числе налоговых последствий введения УБД в десяти экономиках мира, включая РФ, и прогноз дальнейшего развития этой идеи.
УБД (в России концепция, предполагающая равные денежные выплаты всем членам общества в объеме, сопоставимом с расходами на условный «базовый» уровень потребления, более известен как «безусловный базовый доход», ББД), несмотря на его ауру «нового» социального решения, является чрезвычайно старой идеей (авторы относят его появление к «по крайней мере XVII веку»), активность его обсуждения с конца XX века связывается с кризисом социальной политики в ряде крупных экономик, хотя «пилоты» УБД в том или ином виде начаты ранее 1970-х годов: работа систематизирует 36 подобных проектов по типам.
Два крупнейших эксперимента по введению УБД в национальном масштабе известны в основном специалистам.
Это опыт Монголии, с 2010 года вводившей де-факто УБД через универсализацию детских пособий. Программа стартовала с декларации выплат около $89 на гражданина в месяц, на финише программы выплаты составляли $7–17, ее реализация увеличила госдолг Монголии с 31% ВВП до 48%, сократила бедность в стране на треть и потеряла в 2012 году политическую поддержку. Кроме того, это опыт Ирана 2010–2015 годов, 92% населения которого по схеме замены субсидий на потребление денежными выплатами в 29% медианного дохода получали на старте около $400 в месяц на домохозяйство — программа была свернута из-за макроэкономической дестабилизации и невозможности правительства Ирана индексировать УБД (он потерял 80% покупательной способности), а также санкций.
Анализ доклада покрывает гораздо более широкий спектр программ этого типа, в том числе программы минимального гарантированного дохода (МГД) — компенсирующих доплат к доходам домохозяйства ниже порогового значения (пример — программа «Ди Бао» в КНР, программы борьбы с бедностью в Закавказье и Турции).
Как констатируют авторы доклада, в отношении проектов УБД, в отличие от МГД, предположения о «дестимулировании труда» в целом не подтверждаются.
Моделирование же введения УБД авторами показывает, что предложенная схема в среднем на 60% менее эффективна в борьбе с бедностью, чем существующие программы. Авторы не исключают политической осуществимости УБД, констатируя лишь очень большие сложности как с общественной поддержкой таких реформ (они в этом плане существенно сложнее, чем кажутся), так и с конфигурацией налогового бремени для их финансирования. Универсальности в решении соцпроблем от УБД, как показывают авторы, ждать нельзя: часть проблем эта схема в теории решает, часть, напротив, усугубляет. «Нейтральный» (не сопровождающийся резким ростом налогового перераспределения) УБД возможен лишь в относительно богатых странах (в том числе в России). В целом УБД плохо совместим с существующими политическими и бюджетными моделями, хотя, как полагают авторы ВБ, пик интереса и числа «пилотов» УБД в мире явно не пройдет, во многом именно это причина того, почему «безусловного дохода» нет сейчас ни в одной стране мира.