Легкий стежок
Натела Поцхверия о пятидесятилетии Sportmax
Больше экспериментов — под таким лозунгом Акилле Марамотти, владелец и основатель Max Mara Group, 50 лет назад, в 1969 году, запускал Sportmax, бренд конструкторских решений по деконструированию одежды, как его окрестили сами владельцы. Идея родилась у Марамотти, когда он наблюдал за молодыми жительницами Нью-Йорка и Лондона. Ему показалось, что девушкам не хватает магазина, где они могли бы быстро и без лишних раздумий покупать одежду, легко комбинирующуюся между собой, но при этом высокого качества и, конечно, современную, спортивную и стильную.
Sportmax родился из линии Pop, которую в 1965 году предложили юным клиенткам бутиков Max Mara. Креативную команду Pop возглавила бывшая модель и редактор французской версии журнала Elle Лисон Бонфис. Марамотти был уверен, что ему нужен не дизайнер или конструктор (их достаточно в компании), а человек с модным взглядом на одежду. Позже свою мысль Марамотти сформулировал так: «Max Mara — это мода, а Sportmax — стиль». Именно Sportmax в 1976 году организовал первый подиумный показ в отеле Principe di Savoia в Милане (флагман компании, Max Mara, в расписание показов попал только в 1983-м). Для бренда работали Жан-Шарль де Кастельбажак, Ги Поллен и другие пионеры футуристического дизайна. Креативной командой с 1983 года управляет Грация Малаголи, с ее легкой руки бренд стал привлекать к работе выпускников лондонского Королевского колледжа: «Sportmax — это креативный инкубатор, где свежесть взглядов и новые таланты сочетаются с текстильными и производственными ноу-хау».
Бренд даже придумал свой небольшой модный словарик, куда вошли такие выражения, как, например, knit wit — дословно перевести можно как «трикотажное остроумие»,— то есть трикотажные предметы гардероба необычного покроя. Но самой узнаваемой деталью коллекций был особый легкий стежок, его же использовали и в новой капсульной юбилейной коллекции как ключевую деталь декора. Пятнадцать предметов гардероба — пальто, жакеты, платья, рубашки и трикотаж изумрудно-зеленого, ультрамаринового и насыщенного красного цветов — все сочетаются между собой в любых комбинациях, как завещал Акилле Марамотти.
Специально к запуску художница Аврора де ла Моринери создала серию рисунков моделей в одежде из коллекции. Они стали частью большого юбилейного альбома о славном прошлом и настоящем бренда. Кроме иллюстраций Авроры в книгу вошли фотографии лучших фотографов, от Сары Мун до Питера Линдберга, работавших для Sportmax и снимавших когда-то малоизвестных начинающих моделей Ясмин Ле Бон или Карлу Бруни. Собрал все архивы пяти десятилетий в один фолиант Оливье Сайяр, бывший директор Музея Гальера, парижского музея городской моды, и влиятельный куратор, готовивший модные выставки по всему миру.
Сайяр раздобыл и неопубликованные закулисные съемки, редкие документы и эскизы, а вступление попросил написать известного писателя моды и колумниста GQ и Vogue Люка Литча. Литч выступил торжественно, как и полагается в таких случаях: «Основанный Акилле Марамотти и позже переосмысленный многими творческими гениями, руководствовавшимися предпринимательским чутьем основателя, бренд Sportmax на протяжении 50 лет был зеркалом всех социальных перемен и перемен во вкусах женщин, а также предвидел тенденции и опережал время». Когда еще, как не на юбилее, выступать с такими пышными речами.
«Пятьдесят великолепных лет Sportmax наполняет ежедневную жизнь поэзией. Его вирши вышиты в вечности, они придают обычным явлениям благородство. Их цитируют везде, где женщинам нужна одежда без показного излишества вне временных рамок».
Оливье Сайяр, автор юбилейного альбома Sportmax