Президенту дадут три месяца на раздумья
Комитет по законодательству Госдумы закончил работать над списком поправок к президентскому законопроекту
В среду комитет Госдумы по госстроительству и законодательству окончательно сформировал список рекомендованных к принятию поправок к президентскому законопроекту об изменениях в Конституцию. В нем появилось несколько новшеств. Согласно им, президент сможет не распускать Госдуму или увольнять правительство сразу после вынесения вотума недоверия. Конституционный суд (КС) сможет решать — исполнять ли решения иностранных арбитражных судов, если они налагают на Россию обязательства и противоречат правопорядку страны, а также получит право оценивать на соответствие Конституции не только принятые законы, но и законопроекты.
Напомним, в первоначальном тексте поправок к Конституции, внесенных Владимиром Путиным в Государственную думу 15 января, содержится новый порядок назначения премьер-министра и членов правительства. Согласно тексту президентского законопроекта, Дума не «дает согласие» на назначение премьер-министра, как сейчас, а «утверждает» его кандидатуру, внесенную президентом. Так же, президент предложил наделить Госдуму правом утверждать кандидатуры зампредов правительства и всех министров, кроме силовиков. При этом, однако, никак не изменился порядок возможного роспуска Госдумы в случае вынесения ею вотума недоверия правительству. Так, согласно действующей Конституции, премьер-министр может поставить перед Думой вопрос о доверии правительству. И если палата в этом доверии отказывает, президент в течение семи дней может либо отправить в отставку правительство, либо распустить Госдуму и назначить новые выборы.
В среду депутат от «Единой России» Даниил Бессарабов внес поправку, изменяющую этот порядок. Согласно ей, в случае вынесения вотума недоверия правительству президент получает возможность не увольнять правительство и не распускать Думу.
Но если в течение трех месяцев после этого вотум недоверия будет вынесен повторно, президент уже будет обязан либо отправить в отставку правительство, либо распустить Думу и назначить новые выборы. При этом премьер-министр не может ставить перед Госдумой вопрос о доверии ранее чем через год после назначения правительства.
Также палата лишается права выносить правительству вотум недоверия самостоятельно в течение года с ее избрания и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента. Кроме того, выносить вотум недоверия правительству Госдума не сможет с момента начала и до окончания процедуры импичмента президента и во время действия в стране военного или чрезвычайного положения, то есть тогда, когда она не может быть распущена по действующей Конституции.
Председатель комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников напомнил, что норма о роспуске Госдумы президентом на практике никогда не применялась: «К ней подходили в 90-х годах, но так и не подошли. И слава богу, это тяжелая норма, абсолютно кризисная. Как она будет действовать — посмотрим. Надеюсь, что не будет».
Те же авторы предложили добавить в предложенную президентом норму о рассмотрении КС на соответствие Конституции решений межгосударственных органов право принимать решения об исполнимости решений иностранных или международных (межгосударственного) судов, в том числе третейских и арбитражных, если эти решения налагают на РФ обязанности и противоречат «основам публичного правопорядка» страны.
Отметим, к таким решениям, которые КС может признать противоречащими публичному порядку, может быть отнесено и решение Гаагского арбитража, взыскавшего в 2014 году с РФ $50 млрд компенсации в пользу экс-акционеров ЮКОСа за экспроприацию активов нефтекомпании. В 2015 году Россия добилась его отмены в окружном суде Гааги, но совсем недавно, 18 февраля, это решение было признано апелляционным судом Гааги и вступило в силу.
Однако, комментируя поправку, Павел Крашенинников заявил, что речь идет об исполнении решений третейских судов, когда одна из сторон считает, что нарушены основы публичного правопорядка. Например, говорит он, «к основам нашего правопорядка относится принцип добросовестности при совершении сделки». Господин Крашенинников отрицает, что причиной появления этой поправки является дело ЮКОСа.
Депутаты Павел Крашенинников и Андрей Макаров вместе с членами Совфеда Андреем Клишасом и Константином Косачевым внесли поправку, расширяющую влияние Конституционного суда. Если в своих поправках Владимир Путин предложил наделить его полномочиями по запросу президента рассматривать на соответствие Конституции принятые Совфедом, но не подписанные законы, то парламентарии предложили дать КС возможность оценивать и законопроекты, находящиеся в стадии рассмотрения.
Это предложение не понравилось депутату от ЛДПР Сергею Иванову: «Мы с вами формируем что, Корпус стражей исламской революции из 11 человек — судей Конституционного суда, которые имеют право поставить под сомнение и написать любой вердикт под теми законами, которые одобряют 450 депутатов — представителей народа, и плюс еще члены Совета федерации,— возмутился он.— Как можно 11 человекам дать право взять и отменить то, что принято практически всеми?» Председатель комитета Павел Крашенинников постарался его успокоить, напомнив, что судьи КС будут рассматривать законопроекты только на соответствие Конституции и только по запросу президента: «Это позволит не доводить до того, чтобы был принят закон, не соответствующий Конституции».
Как изменится Конституция России
“Ъ” сравнил действующую и предлагаемую редакции Основного закона