QR-код не подобрали к торговле
Оплата юрлицам через СБП никак не выйдет из «пилота»
По данным Банка России, количество точек продаж торгово-сервисных предприятий, подключенных к системе быстрых платежей (СБП), превысило 7,5 тыс. Сама возможность оплаты гражданами товаров и услуг через СБП появилась в начале четвертого квартала 2019 года. Однако количество банков, оказывающих такие услуги, меньше десятка, и в основном проект все еще находится в пилотном режиме. Впрочем, из-за низкой базы объем операций растет трехзначными темпами.
Как сообщили “Ъ” в Банке России, к настоящему времени сервис оплаты за товары и услуги через систему быстрых платежей «доступен более чем в 7,5 тыс. точек продаж». При этом в ЦБ напомнили, что запуск c2b-платежей (от физлиц юрлицам) был реализован еще в четвертом квартале 2019 года. «Торговые организации уже тогда проявили большой интерес к этому функционалу, и сегодня этот интерес только увеличивается»,— заявили “Ъ” в ЦБ. Действительно, стартом системы оплаты через СБП при помощи QR-кодов можно считать начало действия тарифов для торгово-сервисных предприятий (ТСП) — 1 октября 2019 года.
На сегодняшний день из 47 банков—участников СБП функция оплаты по QR-коду подключена лишь у девяти кредитных организаций.
Да и они пока в основном тестируют возможности системы. «Чтобы оценить итоги работы сервиса c2b через СБП, необходимо подождать еще несколько месяцев. На текущий момент трансакций не так много, рынок в фазе зарождения»,— говорит директор департамента эквайринга банка «ФК Открытие» Александр Дынин. Начальник управления эквайринга ПСБ Никита Хомутов заявил “Ъ”, что сервис оплаты через СБП по QR-коду — пока еще пилотный проект. «Это связано с тем, что не все банки реализовали в своих мобильных приложениях функцию оплаты по QR, а также с малым количеством подключенных точек, в которых можно произвести оплату»,— уверен он. В ВТБ “Ъ” сообщили, что в пилотном режиме банк подключил к СБП торговые сети «М.Видео» и «Эльдорадо», а также МособлЕРЦ. «В этом году будем привлекать к системе и другие компании различных сфер, в том числе продукты питания, аптеки, сферу услуг»,— сообщили в банке.
По данным банка «Русский стандарт», который первым запустил оплату через СБП в адрес ТСП, объем покупок через СБП в ноябре удвоился по сравнению с предыдущим месяцем. «Многие мерчанты начали активно подключаться к сервису, поэтому сейчас уже можно сказать, что технология работает в штатном режиме»,— считает директор департамента эквайринга банка Инна Емельянова. В начале года темпы роста сохранялись высокими — 361% январь к декабрю и 124% февраль к январю. Абсолютные цифры банк не раскрывает, но столь внушительный рост характерен, когда имеет место эффект низкой базы. Сходная картина наблюдалась при старте переводов между гражданами через СБП по номеру телефона, которая стартовала 28 февраля 2019 года. В первые три месяца объемы операций удваивались каждый месяц, достигнув к концу мая объема 3,5 млрд руб.
Как считает независимый эксперт на рынке платежных карт Дмитрий Вишняков, эта система предоставляет более интересные условия для одной стороны рынка — торговых точек, а вот для банков коммерческий интерес остается под вопросом. Поэтому, по его словам, банки и не спешат продвигать этот способ оплаты среди своих клиентов. «Другой фактор — это бренд СБП. Для банков и потребителя это все еще неизвестный способ оплаты, который вызывает больше недоверия по сравнению с известными международными брендами в розничных платежах»,— считает господин Вишняков. Никита Хомутов также отмечает, что технология с2в является новым инструментом для рынка платежных услуг и не имеет унифицированной схемы реализации, что увеличивает сроки внедрения на стороне банков. «Мы ожидаем, что к концу текущего года все процессы, связанные с запуском этой системы, начнут работать, что позволит использовать ее в полноценном режиме и многократно увеличит число пользователей»,— считает он.