В такси вирус не сажают
“Ъ” выяснил, как транспортные компании и ритейлеры будут бороться с инфекцией
Московские власти в рамках плана «по предупреждению завоза и распространения» коронавирусной инфекции разработали массу мероприятий — от термометрии граждан и дезинфекции улиц до повсеместного карантина с запретом выезда из города. Ряд мер касаются транспорта и магазинов. Как выяснил “Ъ”, таксопаркам уже рекомендовали обрабатывать салоны машин, представители каршеринга говорят о готовности снабдить пользователей «подручными дезинфицирующими средствами». В крупном ритейле «анализируют спрос со стороны клиентов на те или иные группы товаров и не наблюдают резкого роста».
Столичные власти, как сообщал “Ъ” 5 марта, разработали трехэтапный план действий «по предупреждению завоза и распространения» коронавирусной инфекции в Москве. По данным “Ъ”, проект был представлен 25 февраля на закрытом совещании в правительстве Москвы и позднее разослан главам столичных департаментов. 21-страничный документ предусматривает, в частности, термометрию всех прибывающих в Москву авиапассажиров, дезинфекцию улиц и подъездов. На втором этапе (план Б), после обнаружения зараженных коронавирусом граждан, может быть объявлен городской карантин с закрытием всех школ, детсадов, вузов, концертных залов, рынков, стадионов и дезинфекцией поездов метрополитена каждые четыре часа. Наконец, «по особому решению» может быть введено чрезвычайное положение с комендантским часом в городе, прекращением работы общественного транспорта и запретом на выезд из Москвы.
По плану, столичному департаменту транспорта предписывается следить за тем, чтобы в машинах такси и каршеринга проводилась дезинфекция — «многократно ежедневно».
Департамент уже разослал соответствующие письма (“Ъ” удалось ознакомиться с текстом) компаниям, оказывающим услуги такси. Во многом они повторяют советы Роспотребнадзора по «дезинфекции транспортных средств для перевозки пассажиров», утвержденные ведомственным письмом от 13 февраля.
Документ рекомендует обрабатывать салоны, в том числе, хлорамином Б, перекисью водорода, спиртами (в концентрации не менее 70%), а также «третичными аминами» и «полимерными производными гуанидина». Водителей необходимо снабдить запасом масок (исходя из смены не реже одного раза каждые три часа), дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки салона. Не реже двух раз в сутки автомобили должны проветриваться, а в салоне следует проводить влажную уборку с обработкой средствами ручек дверей, подлокотников, спинок сидений, видеомониторов.
«Слышал, что письма такие получали, но никто их выполнять не будет,— прокомментировал “Ъ” новые вводные глава координационного совета профсоюза "Таксист" Андрей Попков.— Понятно, когда это делается в автобусных парках централизованно: машина приезжает, ее обрабатывают. В Москве почти все такси в аренде находятся, весь день по городу ездят, проконтролировать их невозможно». Напомнив, что речь идет не об «обычной регулярной мойке, а санитарной обработке», собеседник недоуменно заметил: «За чей счет это будет делаться?»
«Если власти хотят, то пусть это организуют и оплачивают,— предложил он.— Пока что это напоминает имитацию бурной деятельности».
«На прошлой неделе получили от департамента транспорта письма с предписанием следовать рекомендациями Роспотребнадзора,— также подтвердил руководитель парка "Такси Ритм" Юрий Неробеев.— В нем сказано, что мы должны приобрести дезинфицирующие средства и обрабатывать ими автомобили». Он назвал среди рекомендованных средств пероксимед и хлорамин. «Мы закупили партию препаратов, а потом столкнулись с тем, что их нет в наличии, как и масок,— пожаловался господин Неробеев.— Когда начали приносить счета за хлорамин, выяснилось, что банка стоят 9 тыс. руб. и ее хватает на два дня. Машины обрабатываем ежедневно, в рекомендациях говорится о регулярной обработке в течение дня. У нас таких ресурсов, к сожалению, нет».
Источник в одном из каршеринговых сервисов столицы рассказал “Ъ”, что представители управления Роспотребнадзора сообщили о необходимости усилить меры профилактики, предложив ответить, как сервисы могут это сделать и какие средства готовы применять. В YouDrive и «Делимобиле» заявили “Ъ”, что намерены усилить меры по дезинфекции автомобилей. «Прорабатываем варианты по обеспечению машин подручными дезинфицирующими средствами для пользователей,— уточнили в "Делимобиле".— Будем напоминать клиентам о соблюдении всех мер предосторожности». В пресс-службе «Яндекс.Драйва» отказались от комментариев, представитель BelkaCar не ответил на запрос.
Согласно плану московских властей, участие в противодействие распространению вируса придется принять и ритейлерам.
Документ, в частности, предписывает столичному департаменту торговли и услуг сделать «запасы продовольствия на случай продления карантинных мероприятий в продовольственных магазинах с введением особого режима работы таких предприятий».
Собеседник “Ъ” в крупной розничной сети отмечает, что выдвигать подобные требования вне режима ЧС чиновники не могут. В российском Auchan говорят, что подобных предложений пока не получали. «Вмешательство в бизнес-процессы со стороны чиновников, конечно, нежелательно,— поясняют в компании.— Со своей стороны, Auchan ежедневно анализирует спрос со стороны клиентов на те или иные группы товаров и не наблюдает резкого роста». В Auchan заверили “Ъ”, что будут составлять заказы так, чтобы не допустить отсутствия товаров на полках. В «Ленте» заявили, что работают в соответствии с потребностями покупателей, а возможности по запасам ограничены мощностями магазинов. В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») от комментариев отказались. В «Магните», «Дикси» и Metro на вопросы не ответили.
В пресс-службе KFC сообщают, что следуют всем рекомендациям Роспотребнадзора. В сети Domino’s отчитались, что усилили меры санитарной безопасности на территории предприятий. В пресс-службе сети McDonald’s отмечают, что следуют строгим стандартам гигиены сотрудников, а также пользуются дополнительными правилами, соответствующими требованиям Роспотребнадзора.
Коронавирус-2020 в Китае и мире
Последние данные о распространении и ущербе от заболевания