Башкультнаследие на соду дует
Ведомство через суд притормозило разведку Гумеровского месторождения
Компании «Ишимбайский известняк», связанной с предпринимателем Иосифом Рутманом, придется взять паузу в работах по изучению и добыче известняков на Гумеровском участке недр в Ишимбайском районе. Компания планировала в 2022 году пустить новое содовое производство, конкурирующее с крупнейшим российским производителем — Башкирской содовой компанией. В процесс вмешалось Башкультнаследие. Через арбитражный суд ведомство добилось приостановки работ на участке до проведения историко-культурной экспертизы. В «Ишимбайском известняке» решения судов не комментируют. Знакомый с позицией компании собеседник считает, что проекту нового завода «вставляют палки в колеса».
Арбитражные суды двух инстанций обязали ООО «Ишимбайский известняк» прекратить земляные и буровые работы на Гумеровском участке недр. С такими требованиями в суд обратилось Управление по госохране объектов культурного наследия Башкирии (Башкультнаследие). Ведомство заявило в суде, что недропользователь, получивший в 2014 году лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу известняков для цементной промышленности на Гумеровском участке со сроком действия до 2039 года, приступил к буровым работам и в 2019 году подготовил 18 геологоразведочных скважин без историко-культурной экспертизы участка. Экспертиза должна была выявить наличие или отсутствие на участке площадью 3 кв. км объектов культурного наследия, так как раньше эта территория археологами не обследовалась. Заключение историко-культурной экспертизы компания должна была направить на утверждение Башкультнаследия, следует из материалов дела.
Удовлетворяя требования истца, суды сослались на ст. 44 Конституции России, согласно которой «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», а также на ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», согласно которому госохрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия, является приоритетной задачей органов госвласти РФ, субъектов федерации и местного самоуправления. Позицию Башкультнаследия в суде поддержала администрация Ишимбайского района.
Представитель «Ишимбайского известняка» в суде заявлял, что проводил геологоразведку только в период с мая по июнь 2019 года. Компания приложила к материалам дела заключение кандидата геолого-минералогических наук Владимира Никонова о том, что при выполнении геологоразведочных работ воздействие на землю минимальное и необходимости в историко-культурной экспертизе участка на этом этапе нет. Также компания заявила, что Башкультнаследие не имеет права обращаться с такими исками в суд, пытается переложить на лицензиата свои обязанности по выявлению памятников. Ведомство должно само доказать наличие на территории объектов культурного наследия, заявил в суде ответчик.
Однако суд заключил, что гарантий невозобновления работ на объекте нет. Лицензия, выданная «Ишимбайскому известняку», предполагает также добычу известняков для цементной промышленности, а «обстоятельств, исключающих добычу известняков после проведения их оценки и разведки, из материалов дела не следует», отметил суд.
Доводы господина Никонова суд отклонил, указав, что его выводы «входят в противоречие с целями законодательства о сохранении культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколении многонационального народа Российской Федерации».
Представители «Ишимбайского известняка» и компании «Таурус» в 2016 году объявили о планах запуска в 2022 году второго в республике производства соды мощностью до 1 млн т кальцинированной соды в год. В регионе работает крупнейший производитель пищевой и кальцинированной соды в РФ — Башкирская содовая компания (БСК) группы «Башхим», выпускающая 1,6 млн т соды ежегодно. Начинания нового игрока (объем инвестиций оценивался в 36 млрд руб.) всячески поддерживало прежнее региональное руководство, конфликтовавшее с БСК, и лично глава региона Рустэм Хамитов. При нем проект получил статус приоритетного и претендовал на налоговые льготы и другие формы господдержки. Отношение к планам нового производства изменилось после смены главы республики в 2018 году. Администрация Радия Хабирова проект не поддержала. В июле 2019 года он был лишен господдержки. В сентябре 2019 года депутаты Стерлитамака исключили его из стратегии развития муниципалитета до 2030 года.
Директор «Ишимбайского известняка» Даниил Жирняков вчера от комментариев отказался, дав понять, что процесс судебных разбирательств не завершен. Близкий к «Таурусу» собеседник заявил, что в компании воспринимают действия Башкультнаследия как попытку вставить начинанию палки в колеса.
Заведующий отдела археологического наследия Южного Урала Института этнологических исследований Илшат Башхиев согласен с требованиями Башкультнаследия. «По федеральному закону до проведения земляных работ организация, которая выступает заказчиком, обязана провести экспертизу»,— отметил он. Изыскания, по его словам, занимают несколько месяцев.
По мнению юристов, шансы на пересмотр решения судов минимальны. «Судебная практика по таким вопросам складывается в пользу органов государственного надзора»,— отмечает партнер MGP Lawyers Денис Быканов. «Историко-культурная экспертиза может создать неудобства компании, так как обнаружение объектов культурного наследия на участке ограничит действия лицензиата»,— отмечает партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт.