Французские таксисты сменили статус

Являются ли трудовыми отношения Uber с водителями

Суд Франции впервые признал отношения между водителем и Uber трудовыми. Таким образом, таксист стал полноценным сотрудником компании, а не подрядчиком. Решение суда может изменить бизнес-модель агрегатора — ему придется платить больше налогов, предоставлять таксистам отпуск и страховку. Сможет ли эта схема работать в России?

Фото: Gonzalo Fuentes, Reuters

Руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус отметил, что в нашей стране такая законодательная инициатива столкнется с проблемами. К тому же сами агрегаторы заинтересованы в большом количестве водителей, но не в их квалификации. «Uber теперь проще уйти из Франции, чем работать, поскольку бизнес-модель современных агрегаторов не предусматривает трудовые отношения. Что касается возможности принятия закона в России, то тут нужно принятие не одного нормативно-правового акта. Кроме того, подзаконная база и собственно технологические вопросы государственного управления не поспевают за ними»,— считает Швагерус.

В России отношения между таксистом и агрегатором не признают трудовыми, считает адвокат Андрей Макаркин. Он также отметил, что по гражданско-правовому договору водители могут отказаться от заказа. Правда, тогда они рискуют остаться без работы. «Построение практики рассмотрения подобных трудовых споров в Российской Федерации, скорее всего, воспримется негативно. Как правило, у нас принято считать подобные отношения по большей части гражданско-правовыми, поскольку всех признаков трудовых отношений — например, соблюдение рабочего расписания компании, выполнение внутренних норм — там не усматривается.Если толковать нормы системно, то, конечно, я бы встал на сторону французского суда, который признал такие отношения трудовыми»,— говорит Макаркин.

Заместитель председателя московского профсоюза таксистов Николай Кодолов считает, что переход на трудовые отношения приведет к массовым увольнениям среди водителей: «Трудовые отношения в такси умерли уже давно. Большинство предпочитает работать "в серую", так как либо у сотрудников есть какие-то стесняющие обстоятельства, либо они просто хотят оставаться в тени и не платить налоги.

Если отношения будут трудовыми, придется уменьшать количество машин, и цены поднимутся.

В России — более 2 млн таксистов, как минимум половина потеряет свои места и будет вынуждена искать работу в других сферах».

Почему власти Лондона отказались продлевать лицензию Uber

Смотреть

В начале года в Калифорнии Uber пришлось изменить свои правила в работе с водителями из-за местных законов. Таксисты этого штата теперь могут отказаться от поездки без штрафных санкций. Агрегатор также обязан оформить для них страховку.

Сергей Проценко, Даниил Смолевский

Вся лента