30 лет, 30 песо, 11 миллиардеров и 445 поврежденных глаз
Какое наследие оставил Чили генерал Пиночет
Генерал-капитан Аугусто Хосе Рамон Пиночет Угарте покинул пост президента Республики Чили 11 марта 1990 года. Через 30 лет после падения военной диктатуры Чили сотрясают массовые беспорядки, полиция арестовывает и калечит протестующих. Умерший в 2006 году Пиночет до сих пор продолжает влиять на жизнь страны.
Поезд дальше не идет
Все началось с повышения цен на проезд. 1 октября 2019 года жители Сантьяго, столицы Чили, узнали, что с 6 октября проезд в автобусах подорожает на 10 чилийских песо, а проезд в метро и на пригородных электричках в часы пик — на 30 песо, с одновременным снижением стоимости в часы малой загрузки на те же 30 песо. В пересчете на российские рубли билеты на метро подорожали примерно с 56 рублей 30 копеек до 58 рублей 70 копеек. В относительном исчислении это самая высокая цена проезда в общественном транспорте в Южной Америке. Житель чилийской столицы или ее пригорода, получающий минимальную зарплату, должен 13,8% этих денег тратить на проезд. В других крупных городах континента этот показатель не превышает 10%.
Небольшое повышение цен вызвало реакцию, которую власти вряд ли предвидели. Вскоре после введения новых цен старшеклассники и студенты Сантьяго устроили флешмоб по перепрыгиванию через турникеты на станциях метро. Социальные сети облетели сообщения с хештегом #EvasionMasiva («массовое уклонение»). Министр экономики, развития и реконструкции Чили Хуан Фонтейн посоветовал недовольным раньше вставать, чтобы меньше платить за проезд. Министр транспорта и коммуникаций Чили Глория Хатт назвала безбилетников преступниками. На станции метро были направлены дополнительные наряды полиции.
После этого флешмоб перерос в столкновения с полицейскими, задерживавшими безбилетников, и захваты станций протестующими. 18 октября участники беспорядков стали громить метро, ломая турникеты, автоматы по продаже билетов, повреждая линии электропередачи. Была разгромлена 81 станция, в том числе 17 станций сожжены. На улицах столицы появились баррикады, полиция стала применять против участников беспорядков водометы и слезоточивый газ. Движение поездов метро было прекращено.
Президент страны Себастьян Пиньера не сразу отреагировал на происходящее. Он был занят более важным делом. Вечером 18 октября он с членами своей семьи отмечал день рождения внука в пиццерии. Один из посетителей заснял эту картину и выложил в интернет, что вызвало бурю возмущения в стране. После пиццерии президент Пиньера все-таки выступил с обращением к нации и объявил в столице чрезвычайное положение.
Ситуация продолжала накаляться. На улицах Сантьяго происходили столкновения между протестующими и силами правопорядка. Участники беспорядков поджигали автобусы и грабили супермаркеты. Волнения распространились на другие города страны. Ничего подобного Чили не видела со времен военной диктатуры.
25 октября на улицы Сантьяго вышло более миллиона человек с требованием отставки президента. Демонстрации с тем же требованием прошли в других городах Чили.
Память и памятники
27 октября были опубликованы результаты опроса общественного мнения, проведенного службой Cadem. Они показали, что рейтинг одобрения действующего президента составляет 14% — самый низкий показатель за все время после Пиночета. В ноябре, согласно новому опросу Cadem, президентский рейтинг составил 10%, а, по опросу консалтинговой компании Criteria Research,— и вовсе 4,6%. В январе этого года опрос, проведенный Center for Public Studies (CEP), зафиксировал показатель 6%.
Чилийский Национальный институт прав человека (INDH) назвал подавление антиправительственных выступлений самым серьезным нарушением прав человека за последние 30 лет, то есть после ухода Пиночета с поста президента.
По разным оценкам, за все время беспорядков было убито от 19 до 36 человек. Ранены, по данным INDH, были 3765 человек — 3044 мужчины, 439 женщин и 282 ребенка. Большая часть пострадавших — 2122 человека — получили пулевые ранения.
По многочисленным свидетельствам, действия полиции были направлены на то, чтобы нанести максимальный физический ущерб участникам беспорядков. В нарушение служебных инструкций стрельба слезоточивым газом, резиновыми и пластиковыми пулями велась на уровне глаз. Как минимум 445 человек получили травмы глаз, в 34 случаях это закончилось потерей глаза. Заклеенный пластырем глаз стал одним из символов протеста.
Правозащитные организации зарегистрировали 697 случаев избиения гражданских лиц сотрудниками сил правопорядка или сторонниками властей. По данным INDH, на конец февраля 2020 года за четыре месяца беспорядков было арестовано не менее 10 365 человек. Было подано 1835 жалобы на нарушения условий содержания под стражей, в том числе 197 на сексуальное насилие, 20 на пытки и 1073 на чрезмерное использование силы.
В декабре 2019 года, выступая на конференции ООН по изменению климата, президент Пиньера заявил, что его страна «пережила волну криминального насилия, которой были противопоставлены демократические инструменты и право закона при соблюдении прав человека».
Один из главных лозунгов участников антиправительственных выступлений звучал так: «Дело не в 30 песо, а в 30 годах». Чем же недовольны чилийцы после 30 лет свободы?
В школе с детства нас учили: нет страны чудесней Чили
Эпоха Пиночета запомнилась не только массовыми нарушениями прав человека, но и применением на практике экономической модели неолиберализма. Взяв власть, военная хунта провела кардинальные экономические реформы. По рецептам так называемых «чикагских мальчиков» (чилийских экономистов, являющихся сторонниками теории Милтона Фридмана из Чикагского университета) строилась экономика свободного рынка. Иностранные горнодобывающие компании, активы которых были национализированы в правление социалиста Сальвадора Альенде, вернулись в страну. Чилийские государственные компании были приватизированы. Приватизировано было все, что можно: образование, здравоохранение, коммунальные услуги, пенсионная система.
В настоящее время Чили — одна из самых богатых стран Южной Америки. По данным Всемирного банка, в 2018 году по объему ВВП она уступала только Бразилии, Аргентине и Колумбии. В 2010-м Чили стала единственной на континенте страной, вступившей в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития) — международную организацию развитых стран, признающих принципы свободной рыночной экономики.
Но многие чилийцы не ощущают богатства своей страны. Они недовольны тем, что фактически существуют два Чили — для тех, у кого много денег, и тех, у кого их мало. Без денег нельзя получить хорошее образование, хорошее медицинское обслуживание. Услугами бесплатных государственных больниц пользуется около 80% населения, но в них очередь на операцию может превышать год. 92% рынка лекарств контролируют три аптечные сети, в адрес которых нередко звучат подозрения в ценовом сговоре. Поскольку все коммунальные услуги приватизированы, предоставляющие их компании постоянно повышают цены. Для некоторых чилийцев, в первую очередь для сельских жителей, вода превратилась в предмет роскоши.
Около половины работающих чилийцев получают зарплату, не превышающую 400 тыс. песо (во время протестов — около $550, сейчас — около $490). Минимальная зарплата — 301 тыс. песо ($367). Это ниже стоимости аренды односпальной квартиры в Сантьяго, составляющей в настоящее время $397 в месяц.
В пригороде аренда такой квартиры обойдется в $339 в месяц.
При Пиночете была создана новая пенсионная система, по которой работник вносит в частный пенсионный фонд не менее 10% зарплаты. Было обещано, что пенсионеры будут получать примерно 70% своей зарплаты. Сейчас реальность такова, что средняя пенсия мужчины в 2018 году равнялась 150 тыс. песо, то есть половине минимальной зарплаты. Средняя пенсия женщины — 110 тыс. песо ($134).
Коэффициент Джини («индекс справедливости»), отражающий степень неравенства в распределении доходов, для Чили равняется 0,46 (0 — полное равенство, 1 — полное неравенство). Среди членов ОЭСР Чили – лидер по неравенству.
Cовокупное состояние 11 богатейших чилийцев журнал Forbes в 2019 году оценил в $37,3 млрд. ВВП Чили, по оценкам Всемирного банка,— $298,2 млрд. Соотношение богатства олигархов и ВВП — 12,5%. Одиннадцати людям принадлежит восьмая часть богатства страны. И практически все они как-то связаны с Пиночетом.
Деньги кровью не пахнут
Богатейшая чилийка Айрис Фонтбона унаследовала свое состояние (оценивающееся сейчас в $15,4 млрд) после смерти мужа, «короля меди» Андронико Лукшича. Брат ее покойного мужа Владимир Лукшич женат на Татьяне Ириарт Родригес. У Татьяны есть сестра — Мария Люсия Ириарт Родригес, вдова генерала Пиночета.
Хулио Понсе Леру — второй по богатству чилиец, его состояние оценивается в $3,8 млрд. Основа его состояния — 30% акций компании Sociedad de Quimica y Minera de Chile (SQM), крупнейшего в мире производителя лития, использующегося в батареях электромобилей. Компания была приватизирована в период правления Пиночета. Покойному диктатору Хулио Понсе Леру приходится зятем.
Личное наследство Пиночета
Третье место в списке чилийских миллиардеров ($3 млрд) занимает Хорст Паульманн Хемна, владелец контрольного пакета акций Censosud, крупнейшей в Чили и третьей по величине в Латинской Америке сети супермаркетов. Семья Паульманна эмигрировала из Германии после Второй мировой войны, во время которой его отец в звании оберштурмбаннфюрера СС возглавлял управление судов СС и полиции в Касселе. Первоначальный успех супермаркетов Хорста Паульманна пришелся на эпоху Пиночета и связан с продажей сельхозпродукции, выращенной в колонии Дигнидад. Колонию Дигнидад основал в 1961 году Пауль Шефер, эмигрировавший в Чили из ФРГ после того, как против него были выдвинуты обвинения в педофилии. Колония располагалась в отдаленной труднодоступной местности в 350 км от столицы Чили. В ней на территории 137 квадратных километров жило около 300 членов секты, основанной Шефером, немцев и чилийцев. Они не могли покинуть территорию, охранявшуюся вооруженной охраной с собаками. Родители работали на плантациях, а Шефер продолжал насиловать детей.
В период правления Пиночета на территории колонии располагалась тайная тюрьма, где допрашивали и пытали противников режима. Пытками занимались как сотрудники тайной полиции Чили, так и члены колонии. Через эту тюрьму прошло около 300 человек. Не менее 100 человек были убиты на территории колонии. В их число, вероятно, входит американский профессор-математик, уроженец СССР Борис Вейсфелер. Олигарх Паульманн, по свидетельствам очевидцев, неоднократно посещал колонию Дигнидад, его видели в компании лидера секты, в его супермаркетах висели плакаты, показывавшие счастливую жизнь колонистов. После окончания диктатуры Пауль Шефер бежал в Аргентину, был выдан Чили, осужден за половые преступления против детей и причастность к похищению, пыткам и смертям людей и скончался в тюрьме. Хорсту Паульманну в 2006 году решением Сената Чили было присвоено почетное чилийское гражданство. В том же году его последний раз видели на публике — на похоронах генерала Пиночета.
Пятое место в рейтинге олигархов занимает Себастьян Пиньера, действующий президент Чили ($2,8 млрд), брат экономиста Хосе Мануэля Пиньеры, занимавшего при диктатуре Пиночета посты министра труда и обеспечения и министра горнодобывающей промышленности.
Роберто Анжелини Росси ($2,2 млрд) возглавляет инвестиционную группу Inversiones Angelini. Его сестра Патриция Анжелини Росси ($1,7 млрд) — акционер группы. Inversiones Angelini была создана их дядей Анаклето Анжелини, скончавшимся в 2007 году. Дядя Анаклето большую часть состояния заработал на приватизации, проведенной в правление Пиночета. Одним из топ-менеджеров его инвестиционной группы был Фелипе Ламарка, бывший при Пиночете главой налогового ведомства, а также политическим советником диктатора.
Братья Бернардо и Элиодоро Матте (каждый владеет состоянием в $1 млрд) унаследовали пакеты акций CPMC, одной из крупнейших целлюлозо-бумажных компаний мира, после смерти их отца в 2000 году. Отец, Элиодоро Матте Осса, обладатель диплома MBA Чикагского университета, в годы правления Пиночета занимался реорганизацией системы здравоохранения Чили. Еще до военного переворота в CPMC работал зять Пиночета Хулио Понсе Леру. После переворота Понсе Леру возглавил Национальную лесную корпорацию Чили и разработал проект содействия лесонасаждению в Чили, который был одобрен тестем. Благодаря этому проекту огромные субсидии и налоговые льготы получили компании, работающие в сфере лесной, целлюлозо-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. К концу правления Пиночета лесные насаждения в Чили имели площадь 1 242 300 га. 40% этих лесов принадлежали семьям Анжелини и Матте.
Идейные соратники
В политике и на госслужбе влияние Пиночета также заметно до сих пор.
Андрес Чадвик, двоюродный брат президента Себастьяна Пиньеры, занимавший до недавнего времени пост министра внутренних дел и общественной безопасности Чили, в юные годы был ярым сторонником Пиночета. 9 июля 1977 года Пиночет выступал на холме Чакарильяс, с программной речью, которая транслировалась по всем радиостанциям и телеканалам страны. Право лично присутствовать при историческом событии получили 77 «лучших представителей чилийской молодежи» — спортсмены, журналисты и политические активисты из ультраправого «Молодежного фронта национального единства» (Frente Juvenil de Unidad Nacional). Они поднялись на холм с факелами и национальными флагами. В числе избранных был и 21-летний Чадвик.
В архиве «Викариата солидарности» (занимавшаяся правозащитной деятельностью структура католической церкви) хранится свидетельство очевидца о событиях 6 сентября 1978 года. В этот день около 300 студентов Католического университета Чили устроили акцию протеста на кампусе. Очевидец сообщает: «Демонстрация, носившая мирный характер, была прервана другой группой студентов во главе с президентом студенческой федерации университета Андресом Чадвиком, который выкрикивал лозунги в поддержку Пиночета и применял физическое насилие в отношении участников акции, особенно девушек».
В 2012 году Чадвик заявил о «глубоком раскаянии» в том, что поддерживал режим Пиночета, сказав, что «с годами узнал» о нарушении прав человека. При этом Чадвик добавил, что в правлении Пиночета были «очень позитивные» аспекты, особенно в плане «экономической и политической институциональности».
Осенью 2019 года министр внутренних дел Чадвик получил хорошую возможность вспомнить молодость и снова разобраться с инакомыслящими студентами. Но 28 октября, после недели антиправительственных выступлений, президент Пиньера уволил кузена с министерского поста.
Удачно сложились карьеры еще у нескольких «лучших представителей молодежи», присутствовавших при исторической речи Пиночета. Кристиан Ларулле занимал с 2010 по 2014 год должность главы президентского секретариата. Хоакин Лавин дважды баллотировался в президенты, занимал пост мэра Сантьяго (2000–2004), министра образования (2010–2011), министра планирования (2011), министра социального развития (2011–2013), в настоящее время — мэр Лас-Кондеса. Хуан Антонио Колома, бывший глава «Молодежного фронта национального единства», с 2002 года заседает в Сенате Чили.
11 марта прошлого года министром юстиции и по правам человека был назначен Эрнан Ларраин. Левые силы Чили восприняли это назначение как жестокую насмешку. Ларраин был давним поклонником Пиночета, годами отрицал нарушения прав человека в период правления военной хунты, выступал в поддержку колонии Дигнидад и Пауля Шефера и препятствовал расследованию преступлений, совершавшихся в колонии.
Член правительственной хунты Родольфо Станхе заседал в сенате с 1998 по 2006 год.
Сам генерал Пиночет, уйдя с президентского поста, оставался главнокомандующим сухопутных войск до 1998 года и сенатором до 2002-го.
Основной закон Пиночета хотят пересмотреть
Антиправительственные протесты стихли в ноябре 2019 года, когда власти и оппозиция смогли прийти к соглашению о проведении референдума по новой конституции в апреле 2020-го.
28 января поднялась новая волна возмущений: после футбольного матча в Сантьяго полицейская машина, ехавшая на большой скорости, сбила одного из фанатов и даже не остановилась. Пострадавший скончался по дороге в больницу. Видеозапись случившегося разлетелась по социальным сетям. Водитель машины был задержан, но освобожден на следующий день, что спровоцировало новые протесты. С тех пор антиправительственные акции проводятся еженедельно. Только 2 марта 2020 года чилийская полиция арестовала 283 человека в нескольких городах страны за участие в таких выступлениях.
Нарушения прав человека в период правления Пиночета и ответственность за них
Вряд ли протесты закончатся до 26 апреля, когда состоится референдум о необходимости создания новой конституции страны — взамен принятой при Пиночете. Опрос общественного мнения, проведенный службой Cadem, показал, что 78% чилийцев высказываются за принятие новой конституции.
Это было и одним из требований протестующих. Действующая конституция не предусматривает участия граждан Чили в принятии политических решений. Внесение в нее изменений по вопросам, касающимся пенсий, доступа к здравоохранению, образованию, права на воду, созданию профсоюзов, возможно только после одобрения этих поправок двумя третями депутатов Национального конгресса (парламента страны).
На апрельском всенародном референдуме чилийцы должны ответить на два вопроса. Хотят ли они новую конституцию? Какой орган должен ее разработать — состоящий из избранных народом представителей или «смешанный», то есть такой, в котором будут представлены не только народные представители, но и депутаты действующего парламента. Выборы в конституционное собрание состоятся в октябре, после чего оно за 9–12 месяцев обязано выработать новую конституцию, которая затем должна быть одобрена на новом референдуме.
В свое время именно референдум изменил жизнь Чили: 5 октября 1988 года 56% проголосовавших ответили «нет» на вопрос, следует ли продлить срок пребывания Пиночета на президентском посту еще на восемь лет. Апрельский референдум 2020 года может стать новой вехой в истории страны.