Бизнес, который построил Джек
Как Джек Уэлч одновременно вознес GE и обрек компанию на жалкое существование без себя
Умер Джек Уэлч, едва ли не самый знаменитый капитан корпоративной Америки. 20 лет он управлял компанией General Electric (GE), фактически придумав ее заново и заставив приносить миллиарды прибыли акционерам. Его протеже руководят ведущими корпорациями мира от Boeing до Home Depot и Chrysler. Тем не менее наследие Уэлча оказалось недолговечным, а его система управления умела работать только при нем самом.
Если для понятия «Американская мечта» необходима иллюстрация, то портрет бывшего генерального директора GE и миллионера Джека Уэлча, умершего на минувшей неделе в возрасте 84 лет, вполне подойдет. Внук ирландских иммигрантов, сын поездного кондуктора, он до сих пор остается иконой бизнеса, а компания, которую он возглавлял,— кузницей кадров для верхних эшелонов корпоративной Америки. А все началось с того, что он поставил вверх ногами компанию, в которую пришел работать, и убедил абсолютно всех в том, что ровно так и должно быть.
Мальчик, который хотел заработать миллион
О том, что Джек Уэлч хочет заработать миллион, написал он сам. В школьном журнале. Когда он, кажется, не имел никакого представления о том, как выглядит не то чтобы миллион, но даже какая-то жалкая тысяча долларов. В семье кондуктора и домработницы деньги не водились.
Мать юного Джека, собственно и занимавшаяся его воспитанием, ежедневно напоминала ему о том, что он должен быть первым во всем, иначе он будет никем. Позже он возвел эту мысль в правило номер 1 своей компании.
А тогда он действительно старался успевать во всем. Спустя много лет Джек Уэлч часто вспоминал о том, как ему удавались всякие атлетические занятия. Тем не менее он был первым и в науках. Настолько, что без особого труда поступил в Университет Массачусетса в Амхерсте. Не «Лига плюща» (Ivy League), разумеется, но вполне приличный, а для внука иммигрантов из бедной Ирландии — едва ли не предел мечтаний.
Ученое заведение он закончил с отличием по специальности «химия» и продолжил ею заниматься в еще более пристойном Иллинойском университете в Урбан-Шампейне. Тоже ни разу не Ivy League, конечно, но доктор химических наук имеет прекрасные шансы на трудоустройство с дипломом и этого университета, а не только Гарварда или Корнелла. Что молодой Джек Уэлч и подтвердил, устроившись по специальности в General Electric.
Молодой карьерист
К тому времени, когда Уэлч начал работу в химической лаборатории GE, компания олицетворяла то, что принято называть «социальной корпорацией». Так повелось со дня основания General Electric Company великим изобретателем Томасом Альвой Эдисоном в 1878 году под названием Edison General Electric Company.
Уэлч довольно быстро решил, что компания управляется не так, как надо. К примеру, он, лучший сотрудник химической лаборатории, получил такой же бонус, как и все его коллеги. Рук он, впрочем, не опустил, что в итоге и стало залогом его прекрасной карьеры. Через некоторое время он уже руководил лабораторией, а через восемь лет после прихода в компанию он возглавил всё подразделение по производству пластиков.
Затем последовали назначения, связанные уже не с образованием Уэлча, а с его умением наладить работу того или иного подразделения. В 1981 году было объявлено, что 64-летний генеральный директор компании Реджинальд Джонс уходит в отставку. На свое место он рекомендовал 45-летнего Джека Уэлча. Уэлч оказался самым молодым гендиректором в истории GE.
Революционер
Сказать, что Джек Уэлч реформировал компанию, которая, надо сказать, нуждалась в этом, но не слишком критично, значит не сказать ничего. Уэлч поставил General Electric c ног на голову.
Он сам однажды кратко сформулировал основу своего корпоративного видения: «Компании не могут гарантировать рабочие места. Они гарантируют только потребителей. Никто не любит перемены, а потому функция генерального директора состоит в том, чтобы эти перемены обеспечивать».
В компании было покончено с тем, что в далеком Советском Союзе примерно в это же самое время начали называть «уравниловкой», а сам Уэлч называл «коммунизмом». Все сотрудники были разделены на три класса. Оценка работы сотрудников проводилась ежегодно.
Те, кто попал в класс A, получали высокие бонусы, могли рассчитывать на повышение по службе и так далее. Те, кто попадал по итогам оценки в третий класс, могли рассчитывать только на увольнение. Уэлч был трудоголиком и ожидал того же от всех, кто работал под его началом, от вице-президентов до охранников.
Главным, если не единственным, критерием деятельности корпорации были выбраны доходы акционеров. Именно после Уэлча многие руководители бизнеса все чаще и чаще начали говорить о том, что они в первую очередь ответственны перед акционерами и их главная задача — обеспечить наибольший доход акционеров.
А еще Уэлч придумал, что его компания, имевшая в 1981 году сотни подразделений, должна быть первой или хотя бы второй в тех сферах, в которых она действует. Если она не может выполнить этого условия, то из этой сферы нужно уходить с наибольшей выгодой для акционеров.
Никто не говорит, разумеется, что массовые увольнения, продажу, закрытие предприятий и непрофильных активов, борьбу с корпоративной бюрократией придумал или первым начал использовать Уэлч. Но никто, пожалуй, всерьез не станет и оспаривать то, что Уэлч решил сделать все это обычными, практически рутинными способами обеспечения доходности компании.
После того как Уэлч сократил штат компании на треть, уволив более 100 тыс. человек, за ним закрепилось прозвище Нейтронный Джек (по аналогии с ошибочным мнением о том, что нейтронная бомба убивает людей, но оставляет нетронутыми здания). Сам Уэлч это прозвище ненавидел, зато другие использовали его с уважением. Близкий друг Уэлча Дональд Трамп использовал его на этой неделе, передавая соболезнования семье бизнесмена.
Иногда реформы Джека Уэлча встречались общенациональным разочарованием.
Так было, к примеру, когда GE решила покинуть рынок бытовой электротехники, который в свое время в общем-то и создала. Просто Уэлч счел, что компания не может сохранять лидерство в этой области, а потому, каким бы святым для компании ни было это производство, с ним расстались.
Всего за время пребывания Уэлча на посту главы GE, компания получила $16 млрд от продажи или закрытия непрофильных активов. $25 млрд она потратила на покупку того, что Уэлч считал важным и профильным. Так в GE оказалась знаменитая RCA — Radio Corporation of America –- которая была создана через два года после рождения самого Уэлча как дочернее предприятие General Electric, но в 1930-х годах была выделена в независимую корпорацию под давлением антимонопольных органов. Уэлч вернул RCA в свою компанию, а вместе с ней и ее дочерние структуры, включая вещательную корпорацию NBC. Так GE оказалась одним из лидеров массмедиа.
А затем Уэлч решил, что GE слабо представлена на финансовом рынке, и создал финансовое подразделение, которое очень скоро стало едва ли не главным в компании.
Икона в отставке
Джек Уэлч управлял компанией 20 лет. Для поколения бизнесменов 1980-х и 1990-х он был такой же иконой бизнеса, каким для следующего поколения стал Стив Джобс. Его цитировали, о нем выходили биографические книги. Учитывая прекрасное положение компании — за время его правления капитализация выросла с $12 млрд до $280 млрд — его советы ценились на вес золота, а его действия никто и не думал оспаривать
Тем не менее проблемы у компании возникли буквально через несколько дней после ухода Уэлча в первые дни сентября 2001 года. Первой проблемой стали теракты 11 сентября 2001 года. Рынок упал, вместе с ним ухудшилось положение. Усилилось давление восточных конкурентов (которых, надо сказать, Уэлч всегда ценил выше конкурентов западных).
Однако самой серьезной проблемой для GE стал финансовый кризис 2008 года. GE Capital Services, полностью придуманное Уэлчем, «государство в государстве», самое прибыльное подразделение компании, которое на момент его ухода оценивалось в $41 млрд, во время финансового кризиса потеряло всякую привлекательность и стало главной угрозой самому существованию GE.
Как отметил один из биографов Джека Уэлча и историков компании, прошлые решения Уэлча догнали компанию и нанесли по ней удар.
Вспомнили и о том, как Уэлч управлял компанией. Кроме книг хвалебных, начали выходить и критические, в которых рассказывалось о том, как империя GE под руководством Уэлча разрушала семьи и жизни людей. К тому времени даже сам Уэлч начал вроде бы признавать, что его первоначальная идея о том, что доходы акционеров — главное, это чушь.
«По большому счету, конечно, прибыль акционеров — это самая тупая идея в мире. Прибыль акционеров — результат, а не стратегия. Главными же остаются ваши рабочие, ваши клиенты и ваши продукты»,— говорил он в интервью Financial Times в 2009 году.
Компания остается огромной и прибыльной. Тем не менее если в 2001 году она занимала пятую строчку в рейтинге 500 крупнейших американских компаний по версии Fortune, то в этом году — уже только 21-е место. И почти все без исключения комментаторы говорят, что причины падения следует искать в тех временах, когда в GE безраздельно царил Джек Уэлч.