От неба Донбасса до суда Гааги
Как расследовали катастрофу рейса MH17
В понедельник, 9 марта, в окружном суде Гааги начинаются слушания по делу о катастрофе самолета Boeing 777, следовавшего рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур. Он был сбит в небе над Украиной 17 июля 2014 года. Суду предстоит ответить на вопрос, виновны ли в происшедшем подозреваемые по этому делу — экс-министр обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики Игорь Стрелков (Гиркин) и трое его бывших подчиненных. “Ъ” восстановил ход расследования и ответил на самые важные вопросы о трагедии.
Что произошло?
17 июля 2014 года пассажирский самолет Boeing 777 Malaysia Airlines, следовавший из голландского Амстердама в малайзийский Куала-Лумпур, потерпел крушение в зоне боевых действий на востоке Украины, в 50 км от границы с Россией. Катастрофа произошла спустя четыре месяца после начала военного конфликта между вооруженными силами Украины и бойцами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Все 298 человек, в том числе 80 детей и 15 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. Среди них были граждане Нидерландов (192), Малайзии (44), Австралии (27), Индонезии (12), Великобритании (10), Бельгии (4), Германии (4), Филиппин (3), Канады (1) и Новой Зеландии (1).
Какой была первая реакция на катастрофу?
Еще до начала официальных расследований представители ряда стран высказали свои предположения о причинах катастрофы. Тогдашний президент Украины Петр Порошенко в день трагедии назвал крушение лайнера террористическим актом и призвал Нидерланды (как страну с наибольшим количеством жертв) к всестороннему расследованию инцидента. Украинская сторона возложила вину на Москву. Постоянный представитель Украины при ООН Юрий Сергеев указал: «за террористами стоит Россия», которая (по словам украинского дипломата) поставляла в ДНР и ЛНР современное оружие, танки, артиллерию и ракетные системы.
Власти РФ информацию о таких поставках отрицали. Президент Владимир Путин на совещании 17 июля 2014 года отметил, что «трагедии не произошло бы, если бы на этой земле (в Донбассе.— “Ъ”) был мир», возложив тем самым ответственность на украинскую сторону. Он также дал поручение российским силовым ведомствам оказать «всю необходимую помощь в расследовании преступления».
Европейские дипломаты предпочли воздержаться от поспешных выводов и потребовали тщательного и открытого международного расследования авиакатастрофы. Зато США через несколько дней после катастрофы уверенно заявили: они располагают данными, согласно которым лайнер сбили ополченцы. В ходе экстренного заседания Совбеза ООН тогдашний представитель США при ООН Саманта Пауэр указала на возможную причастность России к трагедии. По ее словам, рейс MH17 был сбит ракетой класса «земля — воздух».
Кто занялся расследованием?
Для выяснения причин авиакатастрофы было инициировано два расследования: техническое и уголовное. Целью первого было установление того, что конкретно произошло с самолетом. Оно проводилось под эгидой Нидерландов — страны, понесшей наибольшие потери. Спустя шесть дней после катастрофы Украина, руководствуясь Конвенцией о международной гражданской авиации, передала Совету по безопасности Нидерландов (СБН) соответствующие полномочия. К расследованию подключились эксперты из ряда других стран, в том числе России, Украины, Великобритании и США.
28 июля 2014 года власти Украины, Малайзии, Нидерландов, Австралии и США инициировали и уголовно-правовое расследование катастрофы. Для этого они под руководством голландской прокуратуры сформировали Объединенную следственную группу (JIT).
Что показало техническое расследование?
Еще в сентябре 2014 года комиссия СБН представила предварительный отчет о расследовании. Хотя экспертам не удалось получить доступ непосредственно к обломкам корпуса самолета, определенные выводы на основе фото свидетелей, записей бортовых самописцев и радарного наблюдения, а также при помощи реконструкции носовой части разбившегося самолета сделаны были. Так, эксперты не обнаружили признаков технической неисправности самолета и каких-либо ошибок со стороны экипажа. Они также отвергли версии о поражении Boeing 777 авиапушкой с другого самолета или ракетой «воздух — воздух» и о возможном столкновении самолета с метеоритом или космическим мусором. При этом эксперты установили, что самолет разрушился в воздухе.
Главный вывод между тем содержался уже в окончательном докладе от 13 октября 2015 года (.pdf): воздушное судно было сбито осколками боевой части 9Н314М от ракеты «земля — воздух» серии 9M38 из зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Бук». Точное место пуска ракеты в отчете подробно не рассматривали, поскольку установление виновных выходило за рамки мандата СБН.
Какова версия России?
Первое время российская сторона утверждала, что ответственность за крушение MH17 лежит на украинских ВВС. Так, 21 июня 2014 года Минобороны РФ сообщало, что в день авиакатастрофы зафиксировало украинский самолет Су-25 на удаленности 3–5 км от Boeing 777. Утверждалось также, что Россия обладает спутниковыми снимками, которые подтверждают, что одна из установок «Бук» была перемещена с украинской стороны к контролируемой ополченцами территории. В декабре 2014 года Следственный комитет РФ даже заявил, что готов представить международной комиссии соответствующие доказательства. В июле 2015 года Владимир Путин также настаивал на этой версии. В интервью американскому режиссеру Оливеру Стоуну он указал: катастрофу зафиксировал испанский диспетчер (работал на Украине) и видел рядом с лайнером два украинских военных самолета. Правда, в марте 2018 года из расследования журналистов «Радио Свобода» выяснилось, что он был дважды судимым испанским мошенником.
Иную версию инцидента в небе над Донецкой областью предложили представители российского концерна «Алмаз-Антей» — производителя ЗРК «Бук». Они установили не только тип ракеты, сбившей малайзийский Boeing 777, но и район, откуда она могла быть запущена. Для этого российские эксперты провели натурный эксперимент, задействовав списанный российский самолет Ил-86 (эксплуатировался до 2008 года). Как заявил гендиректор концерна Ян Новиков, покупать новый Boeing они не стали — это было «слишком затратно». В компании также объявили, что Boeing был сбит «Буком», но поразила его ракета более старой модификации — 9M38 с боевой частью 9Н314. По словам господина Новикова, ракеты такого типа были сняты с вооружения российской армии в 2011 году, но остались в распоряжении вооруженных сил Украины. Вариант поражения Boeing более современной ракетой 9М38М1 в компании исключили, поскольку данный тип боеприпасов оставляет на корпусе характерные повреждения, не обнаруженные на малайзийском лайнере.
Местом пуска, согласно выводам концерна «Алмаз-Антей», был пункт Зарощенское — поселок, переходивший из рук в руки то одной стороне, то другой. В начале июня заместитель командующего корпусом минобороны ДНР Эдуард Басурин утверждал, что пункт Зарощенское «находился под полным контролем подразделений вооруженных сил Украины». Однако на обновляемых картах антитеррористической операции, которые прошлым летом ежедневно представляло Министерство обороны Украины, территория вокруг этого пункта по состоянию на 17 июля контролировалась силами ДНР.
Как продвигается уголовное расследование?
В своих предварительных выводах (доклад 2016 года) Объединенная следственная группа опиралась на уже проведенное техническое расследование комиссии СБН. Подтвердив, что лайнер был сбит ракетой 9М38 ЗРК «Бук», комиссия JIT на основе фотографий и показателей свидетелей установила, что она была запущена из района поселка Первомайский, который на тот момент контролировали ополченцы. Используя также видеоматериалы, снимки со спутников и данные разведки Нидерландов и США, следствие заявило, что «Бук», при помощи которого сбили самолет, прибыл из России, а после катастрофы был доставлен обратно. В докладе JIT 2018 года комиссия смогла назвать конкретное место прибытия «Бука» — Курск. Эксперты также определили происхождение ЗРК: по их данным, использованный «Бук» стоял на вооружении 53-й зенитной ракетной Берлинской бригады (в/ч 32406).
Какой была реакция на расследования?
Техническое расследование в России охарактеризовали как «политический заказ». Так, 14 октября 2015 года уполномоченный представитель РФ в международном техническом расследовании катастрофы замглавы Росавиации Олег Сторчевой заявил: отчет был «выполнен в технике подгонки фактов под заранее определенные выводы». Выводы уголовного расследования Москва также отвергла, указав, что с начала конфликта ни один российский ЗРК не пересекал границу Украины. В мае 2018 года Владимир Путин потребовал проведения расследования с участием РФ. В противном случае, сказал он, России будет трудно принять выводы комиссии. Президент также добавил, что проведенное расследование доверия не внушает.
Австралия и Нидерланды, напротив, промежуточные итоги расследования JIT признали. «Мы сожалеем, что Россия до сих пор не признала результаты международной следственной группы, и заявляем вновь, что Австралия полностью уверена в беспристрастности, независимости и профессионализме следственной группы и полученных ею результатов»,— заявила глава австралийского МИДа Мариза Пейн в сентябре 2018 года. «Мы призываем Россию признать свою ответственность и в полной мере сотрудничать со следствием для установления истины и свершения правосудия в интересах жертв рейса MH17»,— заявил 25 мая 2018 года министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок.
Кто обвиняется в рамках уголовного расследования?
Еще в 2017 году глава JIT Фред Вестербеке в интервью «Новой газете» рассказал, что конечная цель расследования — определение виновных и привлечение их к уголовной ответственности. «Когда ответственные за крушение самолета предстанут перед судом, это можно будет назвать итогом нашей работы»,— заверил он. И добавил: важно установить также «руководителей, командиров, вертикаль, по которой спускалось решение, связанное с "Буком"».
Если в 2016 году среди подозреваемых следствием находилось около ста человек, то к ноябрю 2019 года их круг сузился до четырех: бывшего министра обороны ДНР Игоря Стрелкова (Гиркина) и троих его подчиненных — россиян Сергея Дубинского и Олега Пулатова, а также украинца Леонида Харченко. В феврале 2020 года прокуратура Нидерландов предъявила им соответствующие обвинения. Следствие утверждает, что именно они виновны в катастрофе Boeing 777 и, как следствие, в гибели 298 человек. Согласно Уголовному кодексу Нидерландов, им может грозить тюремное заключение вплоть до пожизненного.
«Мне нечего добавить. Ополчение Boeing не сбивало, и больше не даю никаких комментариев»,— заявил Игорь Стрелков в июне 2019 года, после того как Нидерланды объявили о его уголовном преследовании. В феврале 2020 года он также указал, что не признает право «данных людей (членов комиссии JIT.— “Ъ”) предъявлять обвинения».
Как будет проходить суд?
Первое судебное заседание по делу о крушении малайзийского Boeing пройдет 9 марта в судебном комплексе «Схипхол» в Гааге. Первые дни слушаний, как указывается на официальном сайте, освещающем судебный процесс, будут посвящены «инвентаризации». Как сообщила судья Окружного суда Гааги Йоланд Вейннобель, на первом заседании нужно будет установить, кто явился на слушание, на каком этапе находится расследование прокуратуры, есть ли обращения со стороны защиты, кто из родственников погибших будет давать показания, затребовали ли они возмещение ущерба и о какой сумме идет речь.
Согласно размещенной на сайте информации, ответчики могут присутствовать на слушаниях, но не обязаны это делать, по крайней мере до того, как будет выдана повестка в суд. В случае неявки выдача подозреваемых будет проходить согласно соответствующим договоренностях Нидерландов с конкретными странами.
Слушания будут транслироваться в прямом эфире на голландском и английском языках.
Признает ли Россия решения нидерландского суда?
Как напомнили 6 марта агентству «Интерфакс» в Генпрокуратуре России, «юрисдикция нидерландского суда, как и суда любого другого иностранного государства, не распространяется на территорию РФ».