«Все посыпалось основательно»
Партнер компании RusEnergy в эфире “Ъ FM”— об обвале нефтяных рынков
Сырьевые рынки обвалились: нефть марки Brent оценивается в $31 за баррель. За ночь стоимость нефти упала сразу на $14 за баррель. Это произошло на фоне срыва сделки ОПЕК+. Как пишет The Wall Street Journal, ценовую войну начала Саудовская Аравия, а обвал нефти направлен на захват части российской доли на рынке. Кроме того, в Эр-Рияде заявили о планах рекордно нарастить нефтедобычу. Как долго будет понижаться цена на нефть? На этот вопрос в эфире “Ъ FM” ответил партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин.
— Источник изданий The Bell и Bloomberg говорят, что разрыв сделки России с ОПЕК+ пролоббировал глава «Роснефти» Игорь Сечин. Насколько России и «Роснефти» выгодна эта ситуация?
— Нашей стране это невыгодно сразу по многим причинам. Во-первых, если цены на нефть сокращаются, то это значит, что в России останется еще меньше запасов энерогоресурсов, которые будут экономически рентабельны для добычи. Если сейчас из всей оставшейся российской нефти примерно 70% — так называемые трудноизвлекаемые, цена должна быть где-то $80 за баррель, чтобы их было экономически выгодно извлекать, то сейчас, я думаю, этот процент должен повыситься до 90%. Из всей оставшейся нефти только 10% будет рентабельно добывать. Во-вторых, поскольку цены невысокие, значит, появятся какие-то выпадающие доходы для федерального бюджета. Передо мной таблица, которую еще два года назад подготовили в Минфине, где говорится, что если в течение года цена будет $30 за баррель, то ВВП понизится на 1,5% , если продержится три года, испарится 5% ВВП, если пять лет, то мы не досчитаемся 9% ВВП, и прощай мечта догнать Португалию и еще кого-то. Все это, конечно, отразится на кошельках людей: если компании, рассчитывающие на экспорт, еще будут прекрасно себя чувствовать, расплачиваясь в России подешевевшими рублями и получая твердую дорогую валюту, то тем, кто зависит в своей жизнедеятельности от импортных товаров, придется, конечно, туговато.
Почему «Газпром нефть» просит смягчить сделку ОПЕК+
— Насколько правдоподобно звучит версия о том, что «Роснефть» пролоббировала разрыв сделки?
— Есть основания полагать, что «Роснефть» это делала, потому что уже давно высказывались критические замечания в адрес союза с ОПЕК+.
То, что это было сделано так резко, хотя и были предупреждения со стороны Минэнерго, подтолкнул цены к снижению.
Первая тенденция наметилась, когда стали ожидать сокращения спроса в результате общих подвижек на энергетическом рынке, но это было медленное движение. Затем коронавирус ударил по стране с самым большим спросом на энергоносители — по Китаю, рынки пошатнулись, и цена пошла вниз. А тут еще добавилась Саудовская Аравия, которая объявляет о скидках на цену своей нефти в Европе и в Азии, да еще и поведение России и Казахстана — они отказались присоединиться к солидарным действиям ОПЕК+. Навалилось сразу все вместе, в результате чего 6 марта началось крушения рынка, а 9 марта все посыпалось основательно.
— Долго ли мы будем наблюдать такую ситуацию? До каких значений все опустится?
— Пока неясно, у нас дошло дело до $32 за баррель марки Brent, и наметился небольшой отскок — сейчас более $33. Не исключаю, что когда откроются американские рынки, то опять будет удар сверху, и цены пойдут еще ниже. Тут трудно что-то предсказать. Очень многое будет зависеть от ситуации на общих финансовых рынках. В Канаде и в ряде других мест, когда открывались торги, то по достижении падения в 5% от индекса биржи, все останавливалось, чтобы не валилось еще дальше. Посмотрим, что будет происходить с американскими индексами. Пока фьючерсы проседают.
— Чего ждать от завтрашнего открытия торгов на Московской бирже?
— Я думаю, что биржа может посыпаться очень сильно, потому что те же самые бумаги «Газпрома», которые торгуются за границей в виде ADR, очень сильно потеряли в цене и 6 марта, и 9 марта.