Нефть выходит на цену войны
Выгодно ли России выходить из соглашения ОПЕК+
Российский рынок акций 10 марта открылся масштабным падением. Индекс Мосбиржи потерял 10%, РТС — 16%. Сильнее всех в моменте падали бумаги ЛУКОЙЛа, «Татнефти», «Роснефти» и Сбербанка — они теряют 11-15%. Рост показали бумаги производителей золота, «Полюса» и «Полиметалла», а также «Сургутнефтегаза» и «Фосагро». Все это происходит на фоне резкого снижения мировых цен на нефть. Саудовская Аравия накануне заявила о планах нарастить добычу. По данным Bloomberg, похожие намерения есть и у России. Можно ли говорить о полномасштабной ценовой войне на нефтяном рынке? И будут ли в ней победители? Разбирался Григорий Колганов.
9 марта вошло в историю, как «кровавый понедельник»: мониторы торговых терминалов окрасились красным из-за обвала котировок большинства глобальных компаний. В пике мировой финансовый рынок отправила Саудовская Аравия, вынашивающая планы увеличить добычу нефти на 1 млн, а то и 2 млн барреля в сутки, а еще пообещавшая солидный дисконт покупателям. Так Эр-Рияд ответил Москве, отказавшейся от новых условий сделки ОПЕК+ и фактически разорвавшей соглашение. Но то, что произошло дальше с ценами на энергоносители — это паника и спекулятивная игра или новая нефтяная реальность?
Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун полагает, что мир оказался втянут в ценовую войну, а потому дешевое сырье — это надолго: «Сделка, которая давала определенную экономическую стабильность в России, была разрушена, и последствия, на мой взгляд, будут долгосрочными. Я-то понимал, что произойдет, и сразу сказал, что это будет жесткий минус для Российской Федерации.
Если вы вспомните ценовую войну, которая была в 2014 году, то она закончилась через два года. А эта будет более жесткая».
Потери России господин Федун оценил в $100-150 млн в день. Зачем же Москва развязала ценовую войну, которая обойдется ей в круглую сумму? Издание The Bell сообщило, что инициатором разрыва соглашения с ОПЕК была «Роснефть». Якобы от падения цен на сырье серьезно пострадают американские сланцевые компании, и Россия в итоге получит новые рынки. Узнать позицию энергохолдинга не удалось — его представитель оказался недоступен для комментариев.
Но ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович вспоминает, что «Роснефти» давно не нравилась сделка о сокращении добычи. Однако в стратегии по выдавливанию американских конкурентов есть существенный изъян, считает Митрахович: «“Роснефть” в течение долгого времени говорила о том, что нужно из ОПЕК+ выходить: мы сокращаем добычу, у американцев она растет, из-за этого опять падает цена на нефть, и мы опять вынуждены сокращать. Их позиция — нужно идти на ценовую войну и выигрывать.
Но Америка — это страна, которая производит не только нефть, но еще и доллары, из-за чего в США очень легко перекредитовывать компании, в том числе нефтяные. Поэтому выиграть подобную ценовую войну может быть очень сложно».
Тем не менее, план, кажется, именно таков. По крайней мере, агентство Bloomberg сообщило, что «Роснефть» намерена с апреля увеличить добычу на 300 тыс. баррелей в сутки. В таком случае как долго продлится ценовая война на рынке энергоносителей? Россия, похоже, готовится к затяжному конфликту: Минфин в понедельник заявил, что средств Фонда национального благосостояния хватит для стабильности в течение минимум шести лет при барреле в $25-30.
Но старший научный сотрудник Института Брукингса из Вашингтона Сергей Алексашенко полагает, что вскоре стороны вновь сядут за стол переговоров: «Всегда после таких острых событий страны-производители нефти договариваются об ограничениях. Сколько будет стоить нефть, я не знаю, но я думаю, что в течение относительно короткого времени Россия и ОПЕК заключат новое соглашение. В интересах Владимира Путина сделать это в течение месяца. Саудовская Аравия может поиграть на нервах президента России немножечко дольше, согласиться на то, чтобы подписать соглашение, но только если получит какую-то компенсацию от него».
Но вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун опасается, что конфликт может затянуться не на один год, поскольку теперь уже не все в руках Москвы: «Все зависит от того, как себя поведет Саудовская Аравия. Если она и дальше будет давать дисконты, как она сейчас давала — по $8, ситуация будет крайне напряженная. Я думаю, что мы увидим цену менее $30 в перспективе как минимум года-двух. Надо просто понимать то, что не хотим признавать — сегодня рынок контролируется странами Персидского залива».
Падение рынков в России: онлайн-трансляция
Так или иначе, россиянам снова предлагают какое-то время «держаться»: низкие цены на нефть создали реальную угрозу очередной девальвации рубля. Кажется, в календаре скоро не останется месяцев, которые отечественная экономика не могла бы назвать черными.