Антивирусная доставка
Никита Щуренков о возможном всплеске популярности доставки еды
Шагающий по планете коронавирус подкосил и ритейлеров. Так, в феврале выручка продуктовых сетей Великобритании уже снизилась на 3,6%, у рестораторов — на 6,4%, сообщает The Guardian. Пока у российских продавцов, если верить их словам, не все так плохо. Но падение выручки ритейлеров и рестораторов может случиться и в России, если граждане начнут массово уходить на домашний карантин после заграничных поездок или в случае болезни.
Только в Москве ко вторнику, 10 марта, на горячую линию за получением больничных листов обратились, по данным вице-мэра столицы Анастасии Раковой, 3 тыс. человек, вернувшихся из стран, вошедших в стоп-лист мэрии. Судя по советам врачей меньше контактировать с окружающим миром на время эпидемии, все больше россиян согласятся на временную самоизоляцию. Драматизма добавляют и заявления властей о привлечении к уголовной ответственности тех, кто после возвращения из Италии, Франции, Испании, Германии, Ирана, Китая и Южной Кореи не согласится добровольно на домашний карантин. Выгодоприобретателями в сложившейся ситуации могут стать службы доставки продуктов и готовой еды. Их уже рекомендует использовать московский департамент здравоохранения в своей методичке для находящихся на карантине горожан.
Впрочем, по словам представителя Delivery Club, они пока не наблюдают роста спроса на доставку именно из-за коронавируса. В «Яндекс.Еде» также пока не заметили ажиотажа. Но если худшие прогнозы начнут сбываться, признают участники рынка, то доставка станет для многих россиян единственным легальным способом купить продукты, а это приведет к естественному росту этого сегмента рынка. По прогнозам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, к концу марта рынок экспресс-доставки продуктов вырастет в среднем на 25% по количеству заказов. Сейчас в Москве и Петербурге через эти сервисы совершаются более 30 тыс. заказов в сутки. Что же касается готовой еды, эксперт прогнозирует рост количества заказов к концу этого месяца до 15%.
Но сами доставщики еды могут оказаться под прицелом уже Роспотребнадзора. Ведомство на этой неделе рекомендовало горожанам не пользоваться общественным транспортом в часы пик. А курьеры ездят, в том числе в метро и наземным транспортом, почти круглые сутки. Некоторые компании решили перестраховаться и делают то, что от них не требуется. Так, петербургский сервис «Готово» оставляет свою продукцию у дверей клиентов без прямых контактов с курьерами. Крупные игроки на рынке считают такие меры избыточными. Впрочем, никто из нас не удивится, если на улицах российских городов появятся доставщики еды в брендированных костюмах химзащиты, спешащие к запертым в квартирах горожанам.