Что происходит со спросом
Спрос на нефть в этом году впервые с 2009 года может не вырасти, а упасть — в первую очередь из-за сокращения потребления в Китае, а также ограничений на передвижение и торговлю, спрогнозировали в Международном энергетическом агентстве, вчера представившем свой ежемесячный отчет по рынку нефти. В прошлом году Китай обеспечил 80% прироста спроса на энергоресурс, тогда как в первом квартале потребление нефти, вероятно, упало на 2,5 млн баррелей в сутки (б/с) по сравнению с первым кварталом 2019-го, в том числе в феврале спад составил 4,2 млн б/с, из них на КНР пришлось 3,6 млн б/с. Это привело к возникновению избытка нефти на рынке в первом квартале в 3,5 млн б/с.
«Коронавирус оказывает значительное влияние на рынок нефти из-за его непропорционального воздействия на транспорт, особенно авиацию»,— пояснил глава организации Фатих Бироль. В агентстве отмечают, что в своем прогнозе исходили из последней оценки ОЭСР, что рост глобальной экономики в этом году составит 2,4% (на 0,5% ниже, чем в базовом варианте).
В отличие от обычной практики составления одного базового прогноза, в этот раз в МЭА представили также оптимистичный и пессимистичный сценарии. В базовом варианте вспышка в Китае будет остановлена к концу марта, в других же странах она продолжится, но эффект на потребление нефти будет менее выраженным, за исключением спроса на авиамоторное топливо. В таком случае спрос на нефть во втором квартале будет лишь немногим ниже прошлогоднего показателя, во втором же полугодии он может вырасти на 1,1 млн б/с, в среднем же по году спад составит 90 тыс. б/с, до 99,9 млн б/с (заметим, еще в январе в МЭА ждали роста на 1,2 млн б/с к уровню 2019 года, до 101,5 млн б/с). В пессимистическом сценарии, когда на борьбу с вирусом потребуется больше времени, а сдержать вспышки в странах, где он уже появился, не удастся, спад может составить 730 тыс. б/с. В позитивном сценарии, когда массового распространения вируса на другие страны Европы и США удастся избежать, спрос может вырасти на 480 тыс. б/с.
В МЭА оценили и влияние на рынок нефти провала переговоров по продлению сделки ОПЕК+. На пресс-конференции после публикации доклада Фатих Бироль предупредил, что «игра в русскую рулетку во время такой неопределенности и уязвимости мировой экономики может иметь крайне негативные последствия», и призвал производителей «к ответственному поведению». Разработка месторождений сланцевой нефти в США, по его словам, прекратится при падении цен ниже $25 за баррель, однако пока ожидается их колебание в коридоре «30+», но и это будет означать ухудшение финансовой ситуации в таких странах, как Ирак, Ангола и Нигерия.
Напомним, в текущем варианте сделка предполагала суммарное ограничение добычи на 1,7 млн б/с по сравнению с уровнем октября 2018 года до конца марта. Саудовская Аравия в прошлом декабре также пообещала добровольно снизить поставки еще на 400 тыс. б/с, что довело суммарное сокращение до 2,1 млн б/с. В феврале, по данным МЭА, десятью странами ОПЕК, участвовавшими в ОПЕК+, условия соглашения были выполнены на 131% (они добыли 24,79 млн б/с), в том числе Саудовской Аравией перевыполнена на 201% — страна добывала 9,65 млн б/с по сравнению с 10,633 млн б/с в октябре 2018-го). При этом дополнительные мощности страны по наращиванию добычи в течение ближайших трех месяцев агентство оценило в 2,35 млн б/с. Для сравнения, следующей страной картеля по свободным мощностям является Ливия с 1,04 млн б/с, за ней следуют Ирак и ОАЭ с 310 тыс. и 320 тыс. б/с соответственно. Поставки же из Ирана и Венесуэлы ограничены санкциями.
Остальные участники сделки (это Азербайджан, Казахстан, Мексика, Оман, Бахрейн, Бруней, Малайзия, Судан, Южный Судан и Россия) в феврале выполнили ее на 70%, в том числе РФ — на 81% — добыча составила 10,38 млн б/с по сравнению с 10,623 млн б/с в октябре 2018-го (обещанное же сокращение должно было составить 300 тыс. б/с). Суммарно же сделка в феврале была выполнена на 112% без учета допсокращения Саудовской Аравией на 400 тыс. б/с и на 91% с ним.
Заметим, в прошлом году увеличение поставок в США было компенсировано в первую очередь снижением добычи в Иране и Венесуэле — суммарно две страны сократили ее на 1,75 млн б/с. По расчетам МЭА, все страны картеля сократили поставки на 1,86 млн б/с, в том числе в Венесуэле добыча упала на 38% (с 1,4 млн до 870 тыс. б/с), в Иране — на 34% (с 3,58 млн до 2,36 млн б/с). Саудовская Аравия, в свою очередь, снизила выпуск нефти на 5% (с 10,33 млн до 9,8 млн б/с в среднем за 2019-й). По странам, не входящим в картель, МЭА дает данные с учетом газового конденсата (в ОПЕК его производство за год почти не изменилось) — суммарно такие поставки выросли за год на 3,2%, или 2,05 млн б/с. В том числе в США — на 11% (с 15,54 млн до 17,21 млн б/с, в РФ — на 0,7% (с 11,49 млн до 11,58 млн б/с).