Адмирал газового флота
Сергей Франк стал советником главы НОВАТЭКа
Председатель совета директоров крупнейшей в РФ судоходной компании «Совкомфлот» Сергей Франк занял пост советника главы и основного владельца НОВАТЭКа Леонида Михельсона. Источники “Ъ” отмечают, что на этом посту он курирует вопросы флота, в том числе созданное компаниями СП «Современный морской арктический транспорт», которое занимается заказом ледовых газовозов и управлением ими. Юристы не видят в подобном совмещении должностей конфликта интересов, отмечая, что такая схема дает господину Франку дополнительный доступ к информации в НОВАТЭКе и повышает эффективность управления совместными проектами.
Как стало известно “Ъ”, председатель совета директоров «Совкомфлота» Сергей Франк с начала года совмещает этот пост с должностью советника главы НОВАТЭКа Леонида Михельсона. Об этом “Ъ” рассказали источники в отрасли. По их словам, в НОВАТЭКе господин Франк курирует вопросы, связанные с флотом. В НОВАТЭКе и «Совкомфлоте» тему не комментировали. Источник “Ъ”, близкий к одной из компаний, отмечает, что НОВАТЭК и «Совкомфлот» давно сотрудничают, в том числе в рамках консолидации флота на базе совместного предприятия «Современный морской арктический транспорт» (СМАРТ), и Сергей Франк вовлечен в эту деятельность. Прежде чем возглавить совет директоров «Совкомфлота» в сентябре 2019 года, Сергей Франк 15 лет руководил им на посту гендиректора (см. “Ъ” от 18 сентября 2019 года).
Сергей Франк родился в 1960 году. Окончил ДВИМУ им. адм. Г. И. Невельского по специальности «судовождение на морских путях» и Дальневосточный государственный университет по специальности «юриспруденция», имеет ученую степень кандидата технических наук. До прихода в «Совкомфлот» он работал заместителем гендиректора Дальневосточного морского пароходства, первым заместителем главы Минтранса РФ и главой министерства.
Собеседники “Ъ” в прошлом году говорили, что перестановки в «Совкомфлоте» и решение отойти от оперативного управления — это собственное желание Сергея Франка. При этом в отрасли не исключали, что он может заняться каким-то новым проектом, в том числе международным.
В сентябре 2019 года НОВАТЭК и «Совкомфлот» объявили о создании СП СМАРТ, которое станет заказчиком, лизингополучателем (по соглашению с ВЭБ.РФ) и оператором флота ледовых газовозов. Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон уточнял, что СП будет управлять флотом, который будет ходить в российских водах, то есть по Севморпути от Обской губы до пункта перевалки в Мурманске на западе и на Камчатке на востоке. В конце 2019 года СМАРТ заказал на дальневосточной «Звезде» четыре ледовых газовоза для вывоза продукции с проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ 2» (пилотное судно заказано «Совкомфлотом»). До конца месяца ожидается подписание контрактов между СМАРТом и «Звездой» еще на десять газовозов.
Источники “Ъ” в отрасли отзываются о Сергее Франке как об очень компетентном руководителе и профессионале. По своему масштабу это значимая фигура в индустрии, поэтому вряд ли стоит относиться к этому назначению как к «советнику» в прямом смысле слова, полагают собеседники “Ъ”, считая название должности в данном случае формальностью. Скорее всего, речь идет о консультациях и советах, говорят они, предполагая, что полномочия советника могут давать Сергею Франку дополнительный доступ к информации в НОВАТЭКе и участию в переговорах и совещаниях. Источники “Ъ” отмечают, что Сергей Франк регулярно бывает в офисе НОВАТЭКа.
Партнер «Инфралекса» Артур Рохлин отмечает, что должность «советник» не подразумевает никаких распорядительных функций, в связи с чем юридически конфликт интересов отсутствует. Оценить наличие фактического конфликта интересов можно, если понимать, какая роль у советника и какие функции он выполняет, говорит юрист. С учетом наличия совместных глобальных проектов у НОВАТЭКа и «Совкомфлота» совмещение должностей Сергея Франка, вероятно, позволит повысить координацию и эффективность управления, считает Артур Рохлин.