Кафка без багажа
Никитинский театр показал спектакль по рассказам писателя
Воронежский негосударственный Никитинский театр представил спектакль «К. Рассказы», в основу которого легли малоизвестные произведения Франца Кафки и его же «Письмо отцу». В лишенной единого сюжета постановке актеры показывают яркие этюды, в которых то перепевают хиты, то бесятся на дискотеке, то жарят мясо. Полный абсурда спектакль оказался созвучен творчеству Кафки, но вместе с тем не совсем дружелюбен к зрителям, которым, по мнению актеров, не всегда хватает культурного «багажа» для понимания смысла образов.
Спектакль «К. Рассказы» по мотивам произведения Франца Кафки в Никитинском театре поставил режиссер Николай Русский, работающий в жанре абсурда: только в Воронеже приезжий постановщик ставил «Гоголь переоделся Пушкиным» по творчеству Даниила Хармса в Камерном театре и «Цыганский барон, или Дождь из крови» по собственному рассказу в Никитинском. В новой работе господин Русский не прибег к хрестоматийным для Кафки «Замку», «Процессу» и «Превращению», а обратился к небольшим и известным больше знатокам рассказам, а также к «Письму отцу», в котором 36-летний Кафка выплеснул все детские обиды на родителя.
Для ориентации публики в малоизвестном творчестве писателя название каждого рассказа появляется на видеоэкране перед началом соответствующей сцены. Однако пониманию спектакля это не способствует. Так, постановка открывается рассказом «Содружество», в котором пятеро друзей не принимают в компанию шестого. Он в костюме и с портфелем изрядно контрастирует с остальными персонажами, среди которых одетый по моде 1970-х спортсмен, танцор балета в шлеме, пугливый чиновник, воющая девушка с накладным носом и представительница какой-то творческой профессии с кучей падающих листов. Эта пятерка и шестой потом вразнобой начнут нараспев читать рассказ «Мост», написанный от лица моста. Все действо сопровождается переиначенными хитами: например, переделанная песня Найка Борзова «Верхом на звезде» становится кульминацией рассказа «Верхом на ведре». Эти сцены перемежаются фрагментами из письма отцу. Оно, как сказали бы сейчас, об абьюзере: отец Кафки, следует из письма, постоянно третировал будущего писателя. Такие насильственные отношения красной линией проходят через весь спектакль: читающим письмо актерам набивают рот бумагой, в сцене с рыбалкой одного из героев тянут за щеку, будто пойманную рыбу.
Высшей точки абсурда спектакль достигает во время сцены по рассказу «Сельский врач». По сюжету врач едет к больному в соседнюю деревню, сталкивается с инфернальным конюхом, а по прибытии пытается лечить странного мальчика. На сцене все это, постоянно заикаясь, проговаривает актер в белом халате и с белой сумкой для курьерской доставки еды за плечами. Он, словно жемчужина, стоит в середине огромной надувной раковины, а на ее краю лежит больной мальчик. В какой-то момент ему на лицо кладут кусок сырого мяса. Другой актер отрезает от мяса кусочки и жарит на электрогриле — запах по залу идет такой, что у зрителя появляются мысли о шашлыке. Однако мясо достанется только актерам.
Спектакль, очевидно, должен дать представление об абсурдном творчестве Кафки. Но «К. Рассказы» не кажется ни подспорьем в знакомстве с произведениями писателя, ни глубокой работой для его знатоков. Какого-то единого концепта спектакль не дает. Набор ярких этюдов постоянно оставляет вопросы о том, почему что-то сделано именно так и зачем происходит именно это. Ключа к шифру публика не получает.
Худрук театра и актер спектакля Борис Алексеев отметил, что во время работы над постановкой исполнители ближе соприкоснулись с творчеством Кафки, а образ в современном мире «может включать в себя огромный пласт прошлого и вступать во взаимодействие с действительностью». «Спектакли ничего не пропагандируют и, следовательно, не могут навязывать, оскорблять, взывать, учить. Образ — попытка зафиксировать то, что уже происходит, найти этому самое точное и острое выражение, а не “показать как надо”. Сложность в понимании возникает у зрителя чаще всего из-за отсутствия должного культурного или интеллектуального багажа, как бы грубо это ни звучало», — написал господин Алексеев в telegram-канале Никитинского театра.
Чем примечательна постановка Никитинского театра по «Чернобыльской молитве»
В отличие от книги, истории со сцены лишены шокирующих подробностей и прерываются вставками из жизнеутверждающих советских телерепортажей о строительстве АЭС и города Припять