Брал на общее дело
Оправдан бывший прокурор Учалинского района Башкирии
Белорецкий межрайонный суд Башкирии оправдал прокурора Учалинского района Наиля Халилова, задержанного сотрудниками УФСБ в августе 2018 года по обвинению во взяточничестве. Следствие инкриминировало ему получение более 600 тыс. руб. от местного предпринимателя, в прошлом чиновника Игоря Казакова за общее покровительство. О передаче следствию взяток сообщил сам предприниматель, состоявший в дружеских отношениях с прокурором. Наиль Халилов в суде заявил, что свидетель его оговорил. При этом он признал, что деньги брал, но для нужд ведомства, например, на покупку мебели для комнаты отдыха, и намеревался их вернуть. Прокуратура, просившая для бывшего сотрудника восемь лет колонии строгого режима, намерена обжаловать оправдательный приговор.
Судья Белорецкого межрайонного суда Башкирии Клара Нагимова в минувшую пятницу, 6 марта, полностью оправдала бывшего прокурора Учалинского района Наиля Халилова, задержанного сотрудниками УФСБ в августе 2018 года. Он обвинялся в получении взяток (ч. 5 ст. 290 УК РФ) от местного предпринимателя, депутата райсовета Игоря Казакова.
В деле прокурора упоминалось несколько эпизодов получения денег от бизнесмена на сумму более 600 тыс. руб. По версии обвинения, в 2016–2018 годах прокурор за вознаграждение оказывал господину Казакову общее покровительство, например, если проверки находили в действиях предпринимателя нарушения, помогал ему избежать ответственности.
Игорь Казаков контролирует учалинские компании «Баштальк», «Эко стройресурс», «Брусчатка плюс», которые занимаются добычей природного камня и других полезных ископаемых. В 2008–2009 годах он возглавлял администрацию Учалов.
Признательные показания в передаче взяток дал сам господин Казаков. Он был задержан в тот же день, что и прокурор.
Информацию о месте и обстоятельствах задержания следствие не раскрывало, но известно, что позже предприниматель выступал в суде в качестве свидетеля по делу прокурора.
Наиль Халилов возглавлял прокуратуру Учалинского района с ноября 2015 до сентября 2019 годов. Ранее работал заместителем прокурора Бурзянского района и прокурором Абзелиловского района. После возбуждения уголовного дела и прошедшей служебной проверки на основании приказа генпрокурора России он был уволен со службы с формулировкой «за нарушение присяги прокурора и совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника». Попытка обжаловать увольнение в Кировском райсуде Уфы оказалась неудачной. Первое время после возбуждения дела Наиль Халилов провел под арестом, в июне 2019 года суд выпустил его под домашний арест.
Мотивировочная часть оправдательного приговора районного суда пока не готова.
Адвокат Наиля Халилова Артур Мамяшев сообщил вчера „Ъ“, что суд оправдал его подзащитного за отсутствием события преступления. «Доказательства, которые были представлены сторонами обвинения и органами предварительного следствия, не нашли своего подтверждения»,— отметил защитник, воздержавшись от других комментариев.
Часть доводов, которые заявлял в суде сам экс-прокурор, есть в материалах Кировского райсуда Уфы, где оспаривался приказ о его увольнении и выводах двух служебных проверок.
Господин Халилов заявлял тогда, что с Игорем Казаковым его связывают «близкие дружеские отношения» с конца 2015 года, они дружили семьями, «всегда вместе праздновали дни рождения и другие мероприятия».
Факты получения денег от предпринимателя Наиль Халилов не отрицал. Однако он заявлял, что этой финансовой помощи не просил, предприниматель сам «иногда помогал прокуратуре», например, давал деньги на покупку бензина, если истекали служебные лимиты, на ремонт автомобиля, покупку мебели для комнаты отдыха или канцтоваров. «Какое-либо покровительство его фирмам я не делал, у нас просто были дружеские отношения, мы друг другу доверяли»,— заявил прокурор в суде.
Свидетельские показания, которые Игорь Казаков дал следствию, экс-прокурор тогда назвал результатом «уговоров сотрудников спецслужбы», которые «в последующем надавили на него, запугав возбуждением уголовного дела».
Он также заявлял, что намеревался вернуть все предоставленные предпринимателем средства.
Гособвинение просило назначить экс-прокурору восемь лет колонии строгого режима с лишением звания старшего советника юстиции и ограничением права работы на госслужбе на пять лет. Максимальный срок по инкриминируемой статье составлял 12 лет лишения свободы. Вчера в прокуратуре заявили, что будут обжаловать приговор в Верховном суде республики.