«Россия может превратиться в Китай»
Иностранные журналисты — о последствиях конституционной реформы
«Владимир Путин хочет остаться у власти как минимум до 2036 года», — так озаглавили свои материалы по грядущей в России конституционной реформе многие западные издания. “Ъ FM” поговорил с иностранными журналистами, работающими в Москве, и узнал, как они восприняли произошедшее и что решили донести до своих читателей.
Чешский журналист Иржи Юст считает, что с каждым таким решением Россия все больше теряет имидж демократической страны: «Если конституционная реформа затеивалась как какая-то перезагрузка политической системы России или даже перестройка российской власти, как было заявлено, то сейчас все эти мероприятия — усиление власти президента, обнуление сроков действующего президента, — вызывают, конечно, недоумение. Россия считается европейской страной, отчасти, конечно, демократической, правители должны меняться. То, что сейчас происходит, — неестественно. Я, конечно, понимаю и знаю, что соцопросы говорят, что Владимир Путин имеет определенную поддержку, часть людей хочет, чтобы он оставался и после 2024 года, но это немного странно, что это воплощается такой экстравагантной мерой.
Это точно выходит за рамки европейского понимания политической системы.
Это Россию оттягивает в направлении, скорее, Азии, не дай бог, и Африки».
Итог общероссийского голосования по поправкам у многих зарубежных СМИ сомнения не вызывает — он, как считает Bloomberg, почти наверняка будет благоприятным для Кремля.
Авторы некоторых публикаций напоминают, что демократические институты — залог экономического роста. А Россия, отказываясь от сменяемости власти, обрекает себя на многолетнюю стагнацию, считает корреспондент американского журнала Politico Виджай Махешвари: «Я думаю, уже можно сказать, что Путин останется президентом до 2036-го. Это нехорошее событие для России. Лидер, который так долго будет находиться у власти, не принесет стране ничего хорошего. Должны быть изменения, иначе это попросту опасно, если король или президент будет править столько времени. Конечно, стабильность это важно, но для того, чтобы Россия или любая другая страна развивалась, нужны демократические выборы, нужна конкуренция. Сейчас в России много проблем в экономике, с развитием бизнеса, и в таких условиях будет трудно что-то изменить на фундаментальном уровне.
Россия может превратиться в Турцию или в Китай с их пожизненным сроком для Си Цзиньпина».
Газета The New York Times не сомневается: выступая перед депутатами Государственной думы, Владимир Путин согласился «остаться у власти наглым способом и, возможно, на всю жизнь».
Корреспондент газеты Le Figaro Ален Давид Пьер Барюле с выводами не спешит — Путин ничего не подтвердил и оставил за собой выбор пути после 2024 года: «Разумеется, Владимир Путин не раскрыл свои намерения полностью. Но, с другой стороны, он ничего и не опроверг. Путин хочет перемен, он собирается открыть для себя как можно больше путей проведения транзита власти, который запустили в январе. Сейчас ничего не ясно и потому произойти может что угодно. В последние дни Путин то тут, то там бросал по паре слов, не раскрывая своих намерений, но намекая на них. Например, он сказал, что не будет возглавлять Госсовет, чтобы не создавать в стране двоевластие. И в то же время он сказал, что любит работу, которую выполняет сейчас. В своей статье я написал, что в последнее время события происходят вроде бы не запланированные, и заявление Путина в Госдуме стало сюрпризом для всех.
Но есть ощущение, что и время, и сами слова выверены.
Путин хочет вовлечь народ в политический процесс, чтобы люди проголосовали 22 апреля, но сам будет как можно дольше держать все тузы в рукаве».
Впрочем, далеко не все западные издания восприняли возможное обнуление сроков для Путина критически. Страна еще просто не готова к транзиту власти — в России за последние годы просто не появилось ни одного равного Путину политика, считает корреспондент итальянской газеты Corriere della Sera Фабрицио Драгосэи: «Это заявление — ответ на вопрос, который все задавали себе последние несколько месяцев или даже лет: что будет после того, как закончится президентский срок Путина в 2024 году? И вот ответ: Путин останется президентом как минимум еще на шесть лет. На данный момент это совершенно очевидно. Путин небезосновательно сказал, что, прежде всего, России нужна стабильность. Последние месяцы разные политические группы начали разрабатывать сценарий для России с новым президентом.
Но, увы, сам Путин за последние годы не смог вырастить себе преемника, никто не появился ни из провластных кругов, ни из оппозиции, которая умеет критиковать и искать недостатки, но пока не может найти лидера, который мог бы бросить Путину вызов на выборах.
И наша газета расскажет читателям, что это реформа оставит Путина у власти».
Госдума в среду одобрила поправки в Конституцию в последнем, третьем чтении. После этого документ поступит рассмотрение Совета федерации.